Submitted by Гульнара Аккужановна Днишева on пн, 13/12/2010 - 07:51
Цель занятия:
·Ознакомить с Конституцией РФ, с историей её
возникновения и изменения.
·Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является Основным законом нашей страны.
·Воспитание уважительного отношения к Закону.
·Развитие познавательного интереса к истории нашего государства.
Учеников в классах:15
Используемая литература: Конституция РФ 12 декабря 1993г .
Используемое оборудование: использование ИКТ, административно-политическая
карта.
Используемые ЦОР:интернет- ресурсы ( слайды )
Краткое описание: данное внеклассное мероприятие будет проведе-
но 11 декабря, в преддверии дня Конституции, в 7-9классах.
Участие учащихся - подготовка сообщений по заданию учителя
обществознания об истории возникновения и изменении консти-
туции России, ответов на вопросы викторины.
Форма проведения: презентация Конституции.
Ход мероприятия.
Учитель : «Ребята , завтра вся наша страна будет отмечает праздник День Конституции, и наше занятие будет посвящено Конституции Российской Федерации, основному закону страны. Знать его должны все люди: и маленькие, и большие. Что представляет собой Конституция? Это Основ-ной закон государства, который определяет его общественное и государ-ственное устройство. Конституция закрепляет идеологические, политичес-кие и юридические особенности государства. Данный документ имеет высшую юридическую силу, поэтому все законы России должны соответствовать ему ».
Учитель: «Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?
Ученик: Чтобы был порядок.
Ученик: Не будет закона, будет много преступлений.
Учитель : «Правильно. Без закона не будет порядка , а если каждый
будет делать все так, как захочет, это может привести к катастрофе.
Наша Конституция была принята в 1993 году, на первой странице
напечатан гимн России.
Гимн- это главная песня страны.
Слайд №1. 12 декабря - день Конституции. (Показывается на слайде
флаг, герб, гимн, гимн звучит – все встают и поют. )
Стихотворение о России.
Учитель : «Сегодня у нас в гостях эксперты, которые познакомят нас с
историей появления Конституции, с её изменениями на протяжении всего
последнего времени, т.е. мы совершим краткий экскурс в историю её
становления».
Слайд №2. Как появилась Конституция? Её первые создатели.
Ученик : «Впервые о Конституции стали говорить в начале 19 века при Александре -Iи движении декабристов. Во время восстания в 1825 года солдаты кричали, что они за « Константина и его супругу Конституцию». Но основная масса народа не представляла себе, что такое «конституция».
Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра-2. Это судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона, отмена крепостного права».
Учитель « Большое значение для истории данного документа имел « План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского в 1809 году и « Государственная уставная грамота Российской империи» в 1818 году, Николая Новосильцева. Александр -I был первым государем России, кто решил реформировать политический строй посредством создания Конституции.
Ученик : «Николаем -2 был принят Манифест от 17 октября- конститу-ционный акт, где выражалась воля императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свобода слова, совести собраний, союзов».
Гарантировалось право участвовать в выборах в Государственную Думу, и в 1906 году были приняты Основные государственные законы Российской Империи, которые привели к значительным преобразованиям.
Учитель: «Представляем Конституцию РФ 1918 года . Вождём мирового пролетариата был В.И.Ульянов – Ленин».
Слайд № 3.
Ученик : Конституция РФ 1918года принятаVВсероссийским съездом Советов 4-10июля. Её особенности заключались в следующем: определяла основы устройства общества, руководствуясь лозунгами и декретами (до 1918года), носила классовый характер, полностью отрицала концепцию о народе, как носителя и источнике суверенитета государства, закрепляла установление диктатуры пролетариата. Таким образом, Конституция РСФСР 1918 года,- Конституция революцион-ного типа, принятая в результате насильственного изменения обществен-ного строя, которая отвергала все прежние правовые установки.
Слайд №4
Учитель : «Представляем Конституцию СССР 1924 года ( РСФСР)»
Ученик : Её появление связано с новыми событиями в истории нашего государства. Это объединение Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с другими независимыми республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Она носила открыто клас-совый характер, включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации.
Учитель: «Представляем Конституцию 1936 года, так называемая «Сталинская»- самая демократическая конституция в истории нашей страны. По содержанию и структуре она отличалась от предшествую-щих. Чем и как - мы сейчас узнаем.
Ученик: В 1936 году появилась Конституция СССР. Причины её появле- ния- вступление страны в новый этап своего развития, который
ознаменовал собой построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии, закреплены равноправия граждан, введены главы об основных правах и обязанностях граждан, закреплено право на труд.
Слайд №5Учитель : «Представляем Конституцию СССР 1977года.( РСФСР - 1978года). Она вошла в историю как конституция «развитого социализма» и получило название «брежневской»
Ученик: Её появление ознаменовало, что общество вступило в этап «развитого социализма»; т.е. советское государство из государства «диктатуры пролетариата» превращается в общенародное государство. Утвержден принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования и языка, отношение к религии. Установлено что РСФСР является суверенным государством.
Ученик: В1989 году произошло реформирование Конституции. В неё были внесены изменения: признание государства как федеративного , устранено положение о Компартии, как направляющей и руководящей силы. Признание приоритета прав человека и гражданина. Введение института Президента.
Учитель: « В1990году ,в период Перестройки, были приняты поправки в Конституцию СССР 1977года . Это дало повод говорить о замене «брежневской»конституции на «горбачевскую».
Ученик: Весной 1993года,по инициативе Бориса Николаевича Ельцина, был разработан проект Конституции РФ, но тогда Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов не позволил принять данный проект.12 декабря 1993 году состоялся всенародный референдум, и была принята новая Конституция. Она ориентирована на общепринятые принципы и нормы международного права, провозглашенные в ней права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, опреде-ленных Всеобщей декларации прав человека.
Слайд №6
Учитель : «Ребята , наши эксперты познакомили вас с историей становле- ния Конституции. Как вы думаете, когда у человека появляются права, которые закреплены нашим основным документом Конституцией?
Ученик: Когда человек родился, он уже имеет права.
Учитель: «И так ,когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, на гражданство, образование, медицинское обслуживание, свободу, отдых, труд и т.д. «А теперь, подумайте и ответьте, какие еще у человека есть права?»
Ученик: Социальные: право на достойный уровень жизни, прожиточный минимум, социальную помощь, заботу о инвалидах.
Культурные права: стремление человека к культуре, право на образова-ние, право на участие в культурной жизни, на государство и обеспечение равенства в правах .
Экономические права: право на собственность, труд и отдых.
Учитель : «Правильно. А также право на защиту, свободу мысли и выска-зываний, а с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанные в Конституции . А разве у человека только есть права?»
Ученик : Нет, есть и обязанности. Главная наша обязанность соблюдать законы, хорошо учиться, выбрать профессию, но профессия не должна быть противозаконной.
Учитель: «Молодцы! Я вижу вы неплохо разбираетесь в правах и обязан-ностях . Каждый ли человек имеет эти права?»
Ученик : Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности одинаковы.
Учитель : «А теперь, небольшая викторина».
Вопросы викторины.
1. В честь кого была названа Конституция ?
2. Что такое Конституция?
3. Когда была принята ныне действующая Конституция?
4. Что является, согласно Конституции, высшей ценностью в РФ?
5. Кто является сейчас президентом нашего государства?
6. Назовите символы нашего государства.
1. В честь кого была названа Конституция ?
2. Что такое Конституция?
3. Когда была принята ныне действующая Конституция?
4. Что является, согласно Конституции, высшей ценностью в РФ?
5. Кто является сейчас президентом нашего государства?