по теме: «Причины дорожно-транспортных происшествий».
Цели:
- повторить Правила дорожного движения;
- учить детей соблюдать осторожность на дорогах, быть внимательными.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Чтение стихотворения учащимися.
В Семернин
Запрещается – разрешается
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается…
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд.
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается…
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
При зелёном даже детям
Разрешается…
3.Сообщение учителя.
- С каждым годом транспортных средств становится всё больше и больше. Возрастает количество пешеходов и пассажиров на транспорте.
Всё сложнее становится обстановка на дорогах, возрастает интенсивность дорожного движения и вероятность дорожно-транспортных происшествий. Поэтому всем участникам движения – пешеходам и водителям – надо быть особенно дисциплинированными, внимательными друг к другу.
Дорожно-транспортные происшествия происходят по вине как водителей, так и пешеходов. Что же такое дорожно-транспортное происшествие?
Под дорожно-транспортным происшествием понимаются события, возникшие в процессе движения транспортных средств и сопровождаемые гибелью или ранением людей, повреждением транспортных средств, сооружений, грузов или повлекшие иной материальный ущерб. Таким образом, обязательным критерием, по которому событие квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие, является процесс движения. Поэтому, скажем, пожар, возникший в автомобиле на стоянке, не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.
Анализ данных о количестве происшествий свидетельствует о том, что очень часто их жертвами становятся пешеходы. Особенно часто дорожно-транспортные происшествия происходят в городах и посёлках, т.е. в населённых пунктах, где наблюдается большое скопление транспорта и пешеходов.
В чём же причина дорожно-транспортных происшествий? Причина проста – незнание пешеходами правил дорожного движения, недисциплинированное поведение на улицах и дорогах, пренебрежительное отношение к требованиям правил.
Наиболее частыми причинами аварий по вине пешеходов является внезапное появление их на проезжей части, переход перед близко идущим транспортом, переход улицы (дороги) в неустановленном месте, выход на проезжую часть из-за препятствия, переход проезжей части на красный свет, невнимательность при переходе улицы, хождение по проезжей части и игры на ней.
Для обеспечения безопасности движения на улицах и дорогах принимаются различные меры: улучшается качество покрытий проезжей части, расширяется дорожное полотно и оборудуются обочины для улучшения условий движения и остановки транспорта, устанавливаются дорожные знаки, информирующие водителей и пешеходов о дорожной обстановке и опасностях, оборудуются пешеходные переходы, устанавливаются светофоры (в том числе с вызывным устройством).
В наиболее опасных местах дежурят инспектора дорожно-патрульной службы. Отряды юных инспекторов движения помогают учащимся избежать опасности в районе школ, следят за дисциплиной, соблюдением правил дорожного движения юными пешеходами.
4.Обсуждение происшествий на дорогах в последнее время, связанных с учащимися нашей школы.
5.Выборочное чтение учителем и ребятами заметок из газет: местной «Вперёд» и «Аргументы и факты» - о дорожных происшествиях с детьми.
6.Тесты для поверки знаний Правил дорожного движения.
а).По какой части тротуара должен двигаться пешеход?
1).по правой;
2).по левой;
3).по середине.
б).Где должны находиться люди, ожидающие автобус (троллейбус)?
1).на обочине дороги;
2).в любом месте на проезжей части;
3).на посадочной площадке.
в).Что обозначает загоревшийся правый поворотник автомобиля?
1).автомобиль поворачивает налево:
2).автомобиль останавливается;
3).автомобиль поворачивает направо.
г).Мы переходим дорогу и видим на дороге едущий автомобиль. Мы должны:
1).быстро перебежать дорогу;
2).подождать, пока автомобиль проедет;
3).попросить водителя остановиться и перейти дорогу.
7.Загадки.
1).Что за чудо этот дом?
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
2).Не летает, но жужжит –
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль.)
3).Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой…. («опасный поворот»).
4).Это что за чудо-юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак.
Называется он как? («Неровная дорога»)
8.Чтение стихотворения учащимися.
А.Суворин
По переходу, у самых колёс
Шёл аккуратный, опрятный Барбос.
А за Барбосом другой пешеход –
Чинный, солидный, воспитанный кот.
Здесь ничего необычного нету.
Тот, кто заглянет на улицу эту,
Сразу поймёт, что в округе живёт
Самый сознательный в мире народ\
Знают не только коты и собаки,
Знает любой из окрестных ребят,
Что означают дорожные знаки
И для чего светофоры горят.
Вспыхнет зелёный – путь безопасный,
Красный зажёгся – закрыт переход.
Муха – и та не летает на красный.
Значит, в аварию не попадёт!
9.Обобщающая беседа.
- Почему важно знать и соблюдать Правила дорожного движения?
- Что мы понимаем под дорожно-транспортным происшествием?
- Какие причины дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов вы знаете?
- Какие меры применяются для обеспечения безопасности движения?
- Наступает лето. Какие выводы для себя вы должны сделать, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие?