I. Кейс-тексты:
1.по истории
«В XVII веке были в ходу следующие пословицы: «Лошадь любит овёс, земля – навоз, а воевода – привоз», «Обещать – то дворянское, а слово держать – крестьянское», «Мужик гол, а в руках у него кол», «Холопье слово – что рогатина». Почему именно в XVII веке часто употребляли эти пословицы? В какой среде они могли появиться? Какие особенности жизни в России они отражают?
2. по обществознанию
«Жила семья: мама и сын. Мама всегда заботилась о сыне, старалась привить ему всё самое лучшее. Сын вырос, поступил в институт. Виктору 21 год. В свободное от учёбы время работает в «Макдонольсе». Внезапно заболела мама. Лечение длительное. Необходимо организовать уход за ней на дому. Виктор заявил врачам, что он этим заниматься не будет. Сам не будет ухаживать, и не будет искать сиделку, и оплачивать ёё труд». Правомерны ли действия Виктора? На основе какого закона регулируются отношения между родителями и детьми? Какая отрасль права включает в себя данные правовые нормы? Можно ли данную ситуацию рассматривать с нравственной точки зрения?
II. Сценарий урока с применением метода «мозговой штурм»
Тема урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».
(второе занятие по данной теме)
Ожидаемые результаты:
1. личностные: понимать последствия негативного отклонения от социальных норм, значение их выполнения в жизни общества, формировать культуру поведения
2. метапредметные: развивать умения работать в группе, объяснять свою точку зрения, уважать чужое мнение, выполнять проблемное задание, развивать нестандартное мышление
3. предметные: знать и характеризовать социальные нормы, причины девиантного поведения, приводить примеры, применять обществоведческие понятия
Тип урока: урок- исследование
Форма урока: работа в группах с применением метода «мозговой штурм»
Оборудование урока: компьютер, плазменная панель, вводная к уроку презентация
Ход урока
I. Вводное слово учителя:
1)мотивация урока (использование вводной презентации с яркими и наглядными слайдами);
2) постановка проблемы «В чём причины отклоняющегося поведения?»;
3) объяснение условий и правил работы в группах.
II. Образование рабочих групп.
III. Экспресс-разминка:
1)Перечислите главные понятия по теме урока (слова записываются на доске)
2)Выберите из этих понятий три слова, которые вы считаете самыми важными (по большему количеству голосов остаются на доске 3 слова)
3)Выберите из оставшихся понятий ключевое слово (на доске остаётся одно слово)
4) Какие нормы закреплены в законах?
5)Какие нормы имеют оценочную нагрузку?
6)Какое понятие взаимосвязано с понятием «социальный контроль»?
7)Приведите примеры формальных и неформальных санкций.
8)Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами?
9)Перечислите виды девиантного поведения.
IV. «Мозговой штурм» проблемы «В чём причины отклоняющегося поведения»:
1)группа генераторов идей называет причины девиантного поведения;
2)группа аналитиков рассматривает каждое предложение и расставляет их по степени по степени важности, выбирает наилучшие идеи.
V. Результаты «мозгового штурма».
VI. Публичная защита наилучших идей.
VII. Заключительное слово учителя.
III. Интерактивная дискуссия по теме «Россия в начале XXI века»
Учащиеся на дом получают тему будущей дискуссии, ищут дома необходимую информацию.
План проведения
1. Учитель обозначает проблему «Как вы оцениваете развитие России в начале XXI века»?
2. Учитель напоминает правила проведения дискуссии.
3. Форма дискуссионного диалога – «круглый стол» (разные позиции – свободное выражение мнений).
4. Работа «круглого стола». Дети высказывают свои мнения, опираясь на собранные данные.
5. Учитель следит за темпом дискуссии и соблюдением правил.
6. Учитель подводит итоги дискуссии.
Контрольные вопросы для дискуссии
1.Сможет ли Россия увеличить темпы экономического роста?
2. Верите ли вы в то, что Россия построит цивилизованный рынок?
3. Реализуется ли статья Конституции РФ о «социальном государстве»?
4. Живёт ли наша страна в информационном обществе?
5. Каковы успехи и неудачи внешнеполитической деятельности России на современном этапе?
6. Каковы достижения России в культурном развитии?
7. Как вы оцениваете политическую систему России?
IV. Темы для проектов
1. по истории:
a) «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (в виде реферата, компьютерной презентации);
b) «Мир искусства России в начале XX века» (в виде компьютерной презентации, альбома);
c) «Альтернативы объединения Руси» (в виде реферата, компьютерной презентации).
2. по обществознанию:
a) «Особенности ненаучного познания» (в виде реферата, компьютерной презентации);
b) «Информационное общество: сегодня и в будущем» (в виде компьютерной презентации, альбома);
c) «Наша школа» (в виде компьютерной презентации, учебного фильма).
3. для междисциплинарных проектов:
a) «Электронный учебник по истории: каким он должен быть» (в виде компьютерной презентации);
b) «Электронный учебник по обществознанию: каким он должен быть» (в виде компьютерной презентации).
|
На: Лабораторная работа №3
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП