Урок алгебры по теме «решение логарифмических неравенств» в 11 «б» классе с углублённым изучением математики.
Тип урока – решение ключевых задач.
На данный момент ученики владеют логарифмическими свойствами, знают свойства и графики логарифмической функции, умеют решать логарифмические уравнения, простейшие лог нер-ва. На этом уроке ученики, повторяя и систематизируя ранее изученный материал, открывают и осваивают новые способы решения логарифмических неравенств.
Урок начинается с задачи, которая предусматривает построение лог. неравенства. На волне максимальной концентрации внимания происходит постановка учебной задачи, определение цели дальнейшей деятельности, фиксации темы урока. Этап проверки домашнего задания предусматривает две цели: во-первых, коллективный контроль, возможность осознать и исправить ошибки, во-вторых сравнительный анализ различных приёмов учёта обл. опр. лог. функции. Как можно решить задачи рациональнее и без ошибок? Эти проблемы создают познавательную мотивацию школьников.
Для того чтобы освоить новое, вспоминаем известный материал (свойства логарифмов),. Этап актуализации организован как индивидуальная работа по карточкам с последующей фронтальной проверкой. Ребята осмысливают свою предстоящую деятельность, непосредственно связанную с предыдущей. Здесь происходит выравнивание познавательных возможностей учеников.
Частичная проверка домашнего задания и последующая работа оформлена в виде компьютерной презентации и фолий. Это не только удобная форма изложения материала, но и дополнительная возможность концентрации внимания, повышение интереса, яркая наглядность.
Учимся новым приемам и методам, возвращаемся к ранее предложенным заданиям. Поиск решения задач осуществляется в диалоге учитель – ученик, а затем организуется групповая работа, где осознаются ценности полученных знаний. Группа подобрана разноуровневая, ребята знакомы с такой формой деятельности. Предложенные задачи различны по содержанию и уровню сложности. Предлагается обсудить их внутри группы и распределить по силам. При решении обращаться за помощью к одноклассникам. Такая форма организации деятельности учащихся развивает коммуникативные навыки, позволяет осуществить дифференцированный подход. В процессе работу прохожу по рядам и фиксирую решенные задания в сводной таблице. Наиболее интересную и трудную задачу записали на доске. Задачи, которые ученики не успели решить в групповой форме, предложены для домашнего задания. При решении предложенных неравенств ученики подключают достаточно большой математический аппарат: использование логарифмических свойств, свойств логарифмической функции, введение новой переменной, метод интервалов при решении неравенств, графический прием (задание № 15,49(б)), в заданиях обращается внимание на нарушение равносильности при использовании логарифмических свойств.
На уроке не планировалось осуществлять контроль учащихся по новой теме, это предполагается провести на следующем уроке.
Надо сказать, что материал довольно сложный, но его содержание выполняет важную развивающую задачу. В 16 лет завершается формирование абстрактного мышления и на подобных уроках дети учатся оперировать им. Развитие мышления как высшей психической функции – конечная цель уроков математики. На этом уроке формируется операция сравнения – одна из составляющих мыслительной деятельности на ряду с анализом и синтезом. Таким образом, поставленные цели урока выполнены.
У ученика формируется личная потребность в последующей деятельности, связанной с открытием субъективно нового для него содержания.