Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Таймыр – край удивительный

Фото пользователя Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна)
Submitted by Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна) on чт, 09/12/2010 - 13:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Земцова Виктория Ивановна
Место работы, должность: 
г.Дудинка Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Таймырское муниципальное учреждение "Межшкольный методический центр" Заместитель директора по вопросам реализации национально-регионального компонента
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 
Повторение и закрепление изученного материала курса «Основы культуры малочисленных народов Таймыра». Задачи:приобщение школьников к культуре коренных жителей Таймыра; воспитание общенациональной терпимости, чувства уважения к другим народам, гармонизация межнациональных отношений.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование: 

 

  Проектор, ноутбук, фотоматериалы с изображение флоры и фауны Таймыра, на время инсценировки – фото с изображением чума, смены дня и ночи.

         Звуковое оформление: звуки баргана, национальные мелодии, звуки птиц.

 

Краткое описание: 
Повторение и закрепление изученного материала курса «Основы культуры малочисленных народов Таймыра».

 

Таймыр – край удивительный.

I.      Путешествие в край, овеянный легендами и ледяными ветрами.

 

1      ведущий:

Миром правит любовь. Если это утверждение верно, значит всей огромной, выстуженной на сотни метров вглубь, вздыбленной мёртвыми скалами, покрытой бесчисленными озерцами и болотцами, заполярной землёй правит любовь к Северу.

 

Учащийся:

Полюбились просторы безмолвные

И оленей гордый разбег,

И сиянье северных молний

Даже этот неласковый снег.

По душе мне тундры задумчивость

И неяркий рассвет по душе.

Знаю, с севером неулыбчивым

Не могу я расстаться уже.

И пойду, прогуляюсь по берегу

Неулыбчивой нашей реки,

И ромашки полярные бережно

Мне протянут свои лепестки.

 

2      ведущий:

    Любовь к Северу. Это особое чувство. Оно сродни материнской привязанности или вечному стремлению к небу, в космос. Это благородное чувство. Оно дарит безмерность пути и неиссякаемость открытий.

    Север – какой он есть? 

            

Учащийся:

      Уникален Таймыр. Самый северный полуостров Азии -  он расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. Таймыр – это около миллиона квадратных километров лесотундры, тундры и арктических пустынь. С юга на север Таймыр простирается на 800 км, а с востока на запад – на 1200 км.

     По просторам кочуют тысячные стада оленей. Летом здесь собираются на базары редкие птицы. Из зверей водятся горностай и волки. Серебристые реки: Енисей, Хатанга, Пясина, Хета, Котуй – полны рыбы – это осетр и нельма, чир и омуль.

 

Учащийся:

Мороз и стынь. Над древней стороной

Зима лохматит снежные бураны.

И стонет тундры панцирь ледяной,

Подобно бубну старого шамана.

И вот уже из глубины веков

Земля доносит в отзвуках сказаний

Печать полей и мудрость стариков

И чью-то юность с чистыми глазами,

Где мальчик звёзды ловит на ладонь,

Чтобы однажды в трудный час прощанья,

Зажечь над тундрой звёзд родных огонь,

Как «верхний свет полярного сиянья».

 

1 ведущий:

     Под стать названию полуострова его суровый «неземной» климат. По жёсткости он занимает второе место на планете после Антарктиды. Царствуют здесь северные зимы по 10 месяцев в году с морозами от минус 40° до минус 60° и продолжительными метелями и буранами. Ночью в тишь и безоблачность – полярное сияние гигантским крылом краснозобой казарки качает небо, и всё живое старается укрыться в дома и снега от этого неразгаданного, холодного мерцающего космического света…

 

Учащийся:

Таймыру стужа по душе,

Хотя жара ещё не спала,

Но ждать своей поры зимы устала,

А осень обессилела уже.

Незамутнённой голубой воды

Спешат олени к озеру напиться,

И кровью переспели голубицы

Окрашены по тундре их следы.

Я покоряюсь этой красоте,

Ведь всё равно той сини невозможно,

Каким бы даром ни владел художник,

Достичь смешанье красок на холсте.

 

2 ведущий:

Издревле влекли к себе богатства Таймыра отважных россиян. Уже с 16 века, сверяя свой путь с Полярной звездой, начали обживать берега Енисея и Пясины первопроходцы Москвы, Архангельска, Тулы и Твери: Дмитрий Лаптев, Василий и Татьяна Прончищевы, Фёдор Минин, Георгий Ушаков, Николай Урванцев, Степан Макаров, Никифор Бегичев, Фритьоф Нансен и Эдуард Толь – эти люди золотыми буквами вписали свои имена в историю Севера.

 

Учащийся:

С тех пор пролетело немало лет. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ образован 10 декабря 1930 года. В 2006 г. произошло объединение в единый Красноярский край, и округ получил новое юридическое название – Таймырский  Долгано-Ненецкий муниципальный район. Территория 862, 1 тыс. км². Население более 40 тыс. человек. Столица – г. Дудинка. Округ состоял из 4-х районов: Усть-Енисейский – п. Караул, Хатангский – п. Хатанга, Дудинский – г. Дудинка, Диксонский – п.Диксон. расстояние от Дудинки до Красноярска – 2021 км., от Дудинки до Москвы – 6403 км.

 

1 ведущий:

И всё же главное достояние края – это его люди. Русские и украинцы, белорусы и эстонцы, армяне и долганы, ненцы и нганасаны, энцы и эвенки живут и работают: строят города и посёлки, выплавляют металл, пасут стада оленей, занимаются охотой и рыбалкой, прокладывают дороги, добывают газ, водят суда и баржи по Енисею, лечат. Говорят, промёрзшее, продутое ветрами Заполярье отогреет тепло человеческих рук. Это так.

 

Учащийся:

Отчего к этим горьким широтам,

Где метели и летом поют.

Тянет нас непонятное что-то,

Что забыть заставляет уют.

Может быть это блажь? Может – смелость?

Только суть – не в рублёвой длине,

Если даже обычная мелочь

Здесь бывает в огромной цене.

Без обычного тёплого взгляда,

Без пожатия доброй руки,

А ведь большего нам и не надо,

Чтобы жизнь прожить по-людски.

 

2 ведущий:

Действительно, прав древний философ, что миром правит добро, любовь и красота. Пока существует это всё, жизненная сила памяти и добрых традиций будет вечно будоражить сердце северян, направлять их мысли и давать энергию их крепким рукам.

 

Учащийся:

Как всё было никто уж и не помнит,

Но наверно совсем неспроста

Этот колкий таймырский шиповник

Вырастает на трудных местах.

С острых скал и клыкастых утёсов,

С недоступной другим высоты

В енисейские хмурые плёсы

Смотрят дерзкие эти цветы.

Смотрят, как рыбаки проплывают,

Как в Дудинку идут корабли

И рождается связка живая

Новой жизни и древней Земли.

 

1 ведущий:

Да, уникален Таймыр, очень сильные и мужественные люди живут на Севере, наши таймырские поэты немало стихотворений посвятили этому суровому краю. А для ненецкой поэтессы Любови Ненянг эта снежная родина – весь мир, вся Россия.

 

Учащийся:

В лихолетье лютующих вьюг

Не верила в слово «весна»,

Помню мачехой землю свою:

Как была ты ко мне холодна,

Моя снежная родина.

 

Я так мало на свете живу,

Но так много вместила судьба:

И кочевье отца и Неву,

И сознанье того, что ты не раба,

Моя снежная родина.

 

Над тропою моих стариков,

Разбудив вековечную тишь,

Разом сквозь вереницу веков

Белым чудом – оленем летишь,

Моя снежная родина.

 

Я счастливую песню пою,

Свою землю я не узнаю.

Не старуха в морщинах-рубцах,

А невеста в нарядных песцах,

Моя снежная родина.

 

Есть земля, где поют соловьи,

Есть земля, где не вянут цветы,

Но прими, как признанье в любви,

Вся Россия моя – это ты,

Моя снежная родина!

 

2 ведущий:

А что мы с вами знаем об этой снежной стране, о Таймыре, о людях, которые проживаю здесь исконно? Давайте посоревнуемся и проверим, кто из вас лучше знает Таймыр.

 

II.    Викторина «Знаешь ли ты Таймыр?»

 

1.    Разминка «Визитки команд».

1 ведущий:

Прежде, чем будете показывать свои знания о Таймыре, представьте каждый свою команду в стихотворной форме,  используя слова «Таймыр, север, мороз, снег», время на подготовку 5 мин.

 

     2. Задание: «Выбери нужное».

Вам даны таблицы, в которых указаны, птицы, животные, растения, рыбы. Из всех перечисленных вам нужно выбрать только те, которые есть у нас на Таймыре. Подчеркните.

 

птицы

рыбы

животные

растения

гагара

муксун

носорог

роза

аист

сельдь

волк

багульник

фламинго

карась

росомаха

тюльпан

краснозобая казарка

осётр

кролик

нарцисс

цапля

ряпушка

горностай

карликовая берёза

гусь

нельма

заяц

верба

тетерев

камбала

пингвин

брусничник

утка

щука

белый медведь

рябина

глухарь

налим

песец

клён

лебедь

чир

олень

ягель

кулик

сом

антилопа

яблоня

кукушка

сиг

лиса

кипарис

ворона

стерлядь

жираф

карликовая осина

дятел

хек

овцебык

полярный ивняк

белая сова

омуль

кенгуру

ромашка

куропатка

треска

слон

тополь

 

     3. Блиц – турнир  (вопросы в конвертах).

 

1)      Какая народность на Таймыре считается самой молодой? (долганы)

2)      Как называется длинная верёвка, которой оленеводы ловят оленей? (маут)

3)      Как называется жилище коренных малочисленных народов Таймыра? (чум)

 

1)        Какая народность на Таймыре считается самой древней? (нганасаны)

2)        Как называются сани у коренных жителей Таймыра? (нарты)

3)        В каком году образовалась Дудинка?  (1667 г.)

 

1)        Кака называется самое большое озеро на Таймыре? (Таймыр)

2)        Как называется длинный шест, которым погоняют оленей? (хорей)

3)        Как называется женская одежда? (парка)

 

 

4.      Минута на размышление.

 

1)        Какие народности проживают в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе?                                                         (долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки).                                                             

2)         Чем отличается  национальная одежда долган, ненцев, нганасан?  

                                                                                                 (орнаментом, покроем одежды)

3)        Назовите соседей, с кем граничит Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район?

                           (с запада – Ямало-Ненецкий автономный округ, с востока Республика Саха (Якутия), с юга – Эвенкийский муниципальный район и Туруханский район, с севера омывается Карским морем и морем Лаптевых);

4)        Назовите путешественников, которые исследовали Таймыр?

(Дмитрий Лаптев, Василий и Татьяна Прончищевы, Фёдор Минин, Георгий Ушаков, Николай Урванцев, Степан Макаров, Никифор Бегичев, Фритьоф Нансен, Эдуард Толь);

 

5)        Какой дух особенно почитался коренными жителями Таймыра? Какие запреты существовали по отношению к этому духу?                                                             (огонь)

 

6)        Как представляли вселенную долганы, эвенки?          (3 яруса: верхний, средний, нижний)

                                                                                         

7)        Что такое строганина?                                      (замороженная рыба, нарезанная стружкой)

                                                                     

8)        Назовите самую северную точку на Таймыре.                                            (мыс Челюскин)

 

9)        Какими промыслами заняты коренные жители Таймыра?

                                                                                                       (оленеводство, рыболовство, охота)

10)    Каким образом велась торговля между русскими купцами и коренными жителями Таймыра?                                                                              (обмен товарами - бартерный).

 

III.  Отгадай загадку.

1.      Белый старик до неба подняться хочет, но не может. (Дым из отверстия чума)

2.      Старик на печи сидит, поднимает шапку и поёт.                                        (Чайник)

3.      Один старик четыре раза одежду меняет.                                                        (Год)

4.      Мышь с длинным хвостом то в нору прячется, то из норы выскакивает.

                                                                                                        (Иголка с ниткой)

5.      Пять человек в одном чуме живут.                                                (Рука в рукавице)

6.      Между двух озёр – гора.                                                                                     (Нос)

7.      Что самое главное у человека?                                                                           (Ум)

8.      Два брата всё вокруг видят, а друг друга увидеть не могут.                        (Глаза)

9.      Два парня соревнуются, друг друга никак перегнать не могут.                    (Ноги)

10.  Белый олень приходит, когда чёрный олень уходит.                        (День и ночь)      

11.  Красную лису в красной норе привязали, а она никак убежать не может.  (Лиса)

12.  Десять парней белые льдины на себе таскают.                 (Ногти на 10 пальцах)

 

IV. Результаты викторины (подведение итогов).

V.   Инсценировка сказки «Хозяин и работник».

4 участника: Автор, Богач, старший брат, младший брат.

Автор:

Жили 2 брата. Бедно жили. Вот однажды и говорит один брат другому:

Старший брат:

«Придётся одному из нас идти в работники к богачу».

Богач:

Будешь работать у меня до весны, пока не закричит кукушка. И вот что я тебе ещё скажу: «Ты ни что не должен обижаться. Если обидишься, отдашь мне сто оленей. Если же я на тебя обижусь, тогда я отдам тебе сто оленей».

Старший брат:

«Но у меня нет оленей».

Богач:

«Ну, тогда будешь работать у меня до следующей осени».

Автор:

Подумал бедняк, подумал и согласился: «Уж я-то ни на что не обижусь».

Однажды утром послал хозяин работника в оленье стадо.

Богач:

«Ступай, на улице уже светло. Вернёшься, когда стемнеет».

Автор:

Целый день работал работник в стаде, когда солнце скрылось, вернулся в чум.

Богач:

«Почему ты вернулся?».

Старший брат:

«Ведь солнце скрылось, вечер наступил».

Богач:

«Верно. Уже наступил вечер, но я ведь тебе так говорил: «Работай, пока не стемнеет». Сейчас, правда, солнце скрылось, но вместо него луна взошла».

Старший брат:

«Что же это? Так мне придётся работать все дни и ночи!?»

Богач:

«Ты что, обиделся на меня?»

Старший брат:

«Нет, не обиделся!»

                                                 (Меняется луна на солнце).

Старший брат:

«Так и придётся мне работать всё время! Сам-то богач не работает, сытно ест, а меня не кормит, одежды не даёт!»

Богач:

«Ты на меня обиделся. Давай сто оленей, а не то придётся работать до самой осени».

Автор:

Проработал бедняк у богача до следующей осени и вернулся домой с пустыми руками.

Младший брат:

«Ну, сколько оленей тебе богач дал?»

Автор:

Рассказал старший брат, как он работал, младший брат и говорит:

Младший брат:

«Теперь ты оставайся дома, а я работать пойду!»

Богач:

Будешь работать у меня до весны, пока не закричит кукушка. И вот что я тебе ещё скажу: «Ты ни что не должен обижаться. Если обидишься, отдашь мне сто оленей. Если же я на тебя обижусь, тогда я отдам тебе сто оленей».

Младший брат:

«Хорошо. Только ста оленей мало. Давай так договоримся: кто первый обидится, другому тысячу оленей отдаст».

Богач: (про себя думает)

«Пусть так!», но произносит вслух: «У меня ж больше будет».

Автор:

Вот на другой день солнце уже взошло, а работник всё спит. Стал богач будить его.

Богач:

«Вставай! Солнце уже давно поднялось, а ты всё спишь!».

Младший брат:

«Ты что, на меня обижаешься?».

Богач:

«Нет, я не обижаюсь. Просто говорю тебе: иди в стадо».

 

(Работник потягивается)

Богач:

«Скорее, уж очень медленно ты собираешься».

Младший брат:

«Ты что, обижаешься на меня?».

Богач:

«Нет, не обижаюсь. Только если будешь так возиться, опоздаешь на охоту».

Автор:

Пока работник одевался, умывался, наступил полдень.

Младший брат:

«Знаешь, давай сначала хорошенько поедим, а уж потом я пойду на работу».

 

(Поели)

«Уж очень я наелся. Не могу сейчас работать. Вздремну немного».

Богач: (не выдержав)

«Почему ты не идёшь на работу? Другие уже вернулись, а ты всё ещё здесь!»

Младший брат:

«Уже темнеть начинает. Пожалуй, я сегодня работать не буду».

Богач: (кричит)

«Почему это ты работать не будешь!?»

Младший брат:

«А-а, ты начинаешь обижаться на меня?»

Богач:

«Нет, не обижаюсь. Хорошо, не ходи сегодня на работу. Давай спать ложиться».

Автор:

Так прошли 3 месяца. Не радует хозяина его новый работник. Работает мало и ни на что не обижается. Решил богач избавиться от хитреца, думает:

Богач: (думает вслух)

«Что сделать, чтобы кукушка в лесу закричала?». (долго думал)

«Жена, ступай в лес и заберись на дерево. Как только мы с работником покажемся, крикни кукушкой. Только на глаза не попадайся».

Автор:

Пошёл Богач к Работнику, на охоту зовёт. Взяли они ружья, отправились в лес. Увидела их издалека жена богача, начала кричать кукушкой.

Богач:

«Слышишь, кукушка кричит! Пора тебе заканчивать у меня работу. Ступай домой!».

Младший брат:

«Ладно, только сначала посмотрим, что это за зимняя кукушка. Что это за птица такая?»

Богач:

«Если убьёшь её, плохо тебе будет!».

Младший брат:

«А ты, кажется, обиделся на меня?»

Богач:

«Ты чуть мою жену не убил! Забирай оленей и отправляйся домой».

Автор:

Забрал бедняк тысячу оленей и вернулся домой. С тех пор хорошо зажили братья. Тут и сказке конец.

VI. Заключение.

Мы с вами совершили путешествие по Таймыру, познакомились с географическим положением, его коренными малочисленными народами, проживающими на Таймыре, их обычаями, традициями, культурой. Эти знания пригодятся вам в жизни, т.к. вы тоже являетесь жителями Таймыра.

И в заключении прослушайте стихотворение Л.Ненянг «Добро рождает добро», как напутствие всем нам.

 

Тебе, наверно, друг мой, невдомёк:

Законы тундры избегут забвенья.

Ведь мало ли кого на огонёк

Случайно приведёт тропа оленья?

 

И значит, надо, чтоб горячий чай

Ждал путника – пусть он душой оттает.

Любого в тундре гостя привечай.

Запомни: лишь добро – добро рождает.

 

Да будет гость покоен и здоров!

А ты богат ли, беден – не причина.

Бывает лишь, что не хватает дров.

Ну а тепло души – неистощимо.

 

И сам не бойся в тундре заплутать,

Не бойся ветра мёрзлого за нюком,

И если ты не зимогор, не тать,

В чум ненца забредёшь и будешь другом.

 

А коли в сердце льдинка холодна…

Что ж, Бог тебе судья,

Но только в тундре

Тебе, мой мальчик, будет очень трудно.

И всё ж оттает капельку она…

 


»  Размещено в сообществах:   
"Моя малая родина - Таймыр"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн