Уважаемые коллеги!
Нами изложена позиция по отношению к духовно-нравственому воспитанию.
Убедительная просьба отрефлексируйте. Будем рады узнать ваше мнение!
С уважением сотрудники лаботатории образовательных технологий.
Гражданское самоопределение личности школьника
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Сенека
Перед общеобразовательной школой в числе ряда задач ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, что обуславливает направленную деятельность на формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Другими словами ставится задача - формирование устойчивой позитивной доминанты гражданского самоопределения как духовно-нравственной нормы.
По мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла жизни. Она пишет, духовность, есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов, что, безусловно связано с парадигмой образования.
Парадигмы — это модели, ценностные системы, которые ведут нас по жизни.
Что касается понятие нравственности, то оно приравнивается к понятию мораль, что означает «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В научной литературе, последних лет отмечено, что в связи с изменениями социальной среды, в которой развёртывается формирование отношений индивидов их духовности и нравственности наиболее сложной задачей является задача становления гражданина.
Исследование процесса становления «гражданственности» как и его содержания, на данном этапе не является законченным. Многие ученые считают, что близкими по значению являются определения как «гражданское общество», «гражданин», «гражданство».
Что же касается гражданского самоопределения личности, то в настоящее время оно очерчено целым понятийным полем, включающим гражданскую компетентность, гражданственность, патриотизм, толерантность, гражданская позиция, интерес к истории своего народа, любовь к Родине, уважение к законам государства, ответственность за судьбу страны, интернационализм, комплекс морально-этических и гражданских ценностей, активность в общественной жизни, способность к гражданской активности и др.
Главная особенность гражданского самоопределения, как впрочем, и других самоопределений, выражается в готовности личности сделать выбор ценностей. Именно поэтому необходимо формировать доминанту самоопределения на саморазвитие и самосовершенствование. А это возможно при очень выверенном научном подходе к данному процессу, поскольку для нормального функционирования гражданского общества недостаточно одних только законов, правил и установок. Здесь необходимо наличие субъектных предпосылок. Главной такой предпосылкой можно назвать гражданское самосознание личности, ибо оно является особым качеством личности, которое позволяет человеку осознавать себя способным к участию в общественном процессе, самостоятельно находить меру и возможность своей гражданской самореализации. Именно через осознание своей субъективной значимости приходит причастие к общему. Становление гражданственности современной личности, ее духовно-нравственного самоопределения патриотических ценностей и убеждений должны стать ключевой составляющей современных концепций воспитания в условиях школы.
В реальной жизнедеятельности личности самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов – самопознания, самовоспитания, эмоционально-ценностного отношения личности к себе и саморегулирования поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе.
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания.
Отношения же личности к себе и с самим собой выражаются семейством образов Я – «Я-концепций» связанных с самоопределением и самооценкой определенной группы качеств. Каждая «Я-концепция» является представлением личности о самой себе (своих качеств) и одновременно эмоцией своего отношения к этому.
Гражданское самосознание – одна из первооснов гражданского общества, т.к. оно позволяет индивиду осознавать себя самостоятельным, наделённым правами и обязанностями членом общества.
Поэтому, мы придерживаемся позиции, согласно которой значимые качества личности формируются в процессе её активного и сознательного участия в учебной, развивающей и творческой деятельности. А становление таких качеств как гражданственность, патриотизм, активная гражданская позиция и др. формируются в процессе социальной активности. Следовательно, содержание образования должно обеспечивать человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного не его самосовершенствование; ориентировать на обеспечение самоопределения, создание условий для самореализации; на развитие гражданского общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что воспитание гражданина и формирование гражданского самосознания личности происходит в конкретно-исторических условиях и зависит от них. Оно обусловлено специфическими условиями жизни, конкретными противоречиями развития общества. В условиях современной общественной формации, гражданственность содержит такие общие элементы как братство между народами, любовь к родной земле, неравнодушность и борьба за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса и др.
Мы согласны с мнением исследователей о том, что гражданское образование – это вся окружающая среда и особенно важна атмосфера школы, совместные с взрослыми дела и проекты, а так же и реальное участие в жизни своего города, поселка, места где живешь. Гражданское образование – это система образовательных усилий, призванная сопровождать и поддерживать человека на протяжении всей его жизни.
Учителю необходимо всю систему школьного воспитания сориентировать на ребёнка как на личность – полноправного Гражданина своей страны, а главное самому самоопределиться.
Поэтому закончить свое выступление хочу притчей
Умирает старый раввин. Лежит на смертном одре и улыбается. Его спрашивают:
- Раби, сколько мы тебя помним, ты всегда был счастливым. В чем твой секрет?
-Я не всегда был счастлив. Когда мне было двадцать лет, я хотел изменить весь мир и страдал от его несовершенства и своего бессилия. Когда мне было тридцать лет, я хотел изменить жителей своей страны и особенно своих соседей. Как я мучился от невозможности этого сделать. Когда мне было сорок, я очень хотел изменить своих родных и близких. У меня ни чего не получалось и я горевал. И только после пятидесяти я стал изменять себя, и с тех пор счастлив.
|