Пусть они посмотрят как из кратера вулкана покажется
пламя, гул и грохот, через жерло польют потоки лавы.
Звучит музыка, гномик №1 демонстрирует опыт «извержение вулкана».
Гномик №1: Ребята, что привело вас сюда, мы знаем
К науке химии интерес и ожидание чудес.
Извольте ж не просто созерцанием заниматься
А думать и разгадывать стараться.
Гномик №2: (выходит в центр класса со словами:)
Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
Гномик №3: Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
Гномик №1: Братцы, мне нужна корова. Молочка хочу парного.
Выходит учительница, в руках у нее большая колба с жидкостью.
Учительница: Вы, гномики, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость,
чудеса мне по плечу, я
ведь химии учу.
Подставляйте-ка стаканы
опыт точно проведу, все
у меня по плану.
Вот вода, вот газировка,
вот парное молоко, получилось
очень ловко.
Гномики: Делают вид, что хотят выпить.
Учительница: Стоп, гномики, погодите. Чтобы не было беды, вы,
пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Вы запомните, друзья, здесь ни пить, ни есть нельзя.
Чудо первое свершилось, что в стакане находилось?
Гномик №2: А ответ совсем простой, был у меня стакан пустой.
Гномик №3: У меня в стакане сода. Вместе с ней метилоранж.
Гномик №1: В моем - бария хлорид.
Учительница: О чем это говорит? Мы надеемся на вас!
Не составит вам труда понять, что в колбе кислота.
Знаете, наверное, вы ее название?
Гномики: Серная!
Учительница: А сейчас о приключениях серной кислоты рассказ.
Гномик №3: В одном химическом королевстве жила волшебница,
звали ее Серная Кислота. С виду она была не так уж и плоха:
бесцветная жидкость, вязкая как масло, без запаха.
Серная кислота хотела быть знаменитой и поэтому
решила отправиться в путешествие.
Она шла уже пять часов, а так как день был слишком жаркий,
ей захотелось пить. И вдруг она увидела колодец.
«Вода!» - воскликнула Кислота и подбежав к колодцу,
прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела и стал
выделяться пар.
С криком испуганная кислота бросилась прочь.
Конечно же молодая Кислота не знала, что при смешивании
серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.
Так как Кислота не утолила жажду, то увидев раскидистое дерево ,
решила прилечь и отдохнуть в его тени. Но и это у нее не получилось.
Как только Серная кислота дотронулась до дерева, оно стало
обугливаться.
Не зная причины этого, испуганная Кислота убежала прочь.
Вскоре она пришла в город и решила зайти в первый попавшийся на ее пути магазин. Им оказался продовольственный. Подойдя к прилавку, она увидела белоснежный, сладкий сахар. Но как только она к нему прикоснулась…
Музыка: Гремят раскаты грома.
Учительница: Ребята, а вы хотите знать, что произошло дальше?
Ну, давайте посмотрим.
Учительница демонстрирует опыт «химическое эскимо», продолжая говорить:
Сахар я в стакан кладу,
Чудо-жидкость выливаю
И немножечко мешаю.
Что такое? Ой-е-ей!
Почернело все в стакане
Сахар-сахар, что с тобой?
Ну, куда же ты, постой!
Ребята, что же произошло с сахаром? Вам не кажется, что у нас получилось
эскимо? Никто не хочет попробовать?
А вы не забыли, что в этом кабинете есть серьезные запреты?
Вы же слышали, друзья, что здесь ни пить, ни есть нельзя.
Гномики: Обнявшись стоят в центре класса и раскачиваясь по сторонам поют:
Расскажи мне, расскажи
Расскажи про все на свете
Где и что и как горит
Что происходит на планете.
Сколько в мире всех веществ,
И реакций сколько в мире
Химия – страна чудес/ 2 раза /
И она все шире, шире.
В жизни каждого важна
Химия для человека
Химия нам всем нужна / 2 раза /
Всем нужна на белом свете!
Учительница: Ребята, вы уже, наверное, знаете все буквы и умеете читать.
А на стене нашего кабинета висит особый алфавит
Химический! И называется он…
Учительница предлагает первоклассникам прочитать его название.
Первоклассники: Периодическая система химических элементов.
Учительница: Тех самых элементов, из которых состоит весь
окружающий нас мир и мы с вами тоже. И открыл его
великий русский химик Д. И. Менделеев.
Гномик №2: Буква – азбуки частица.
Чтоб составить
Слово «птица»
Букв понадобится пять!
Сколько букв придется взять,
Чтоб составить стих, рассказ,
Книжку целую для вас?
Вот летит со всех сторон!
10 тысяч!
Миллион!
Отвечать не торопитесь!
Присмотритесь!
Приглядитесь!
Загляните в буквари
Их всего лишь 33!
А теперь вопрос труднее:
Сколько атомов имея,
Разных атомов притом
Можно сделать поле, дом
Солнце, море и травинку
Птицу, звезды и пылинку?
Вот летит со всех сторон!
10 тысяч!
Миллион!
Отвечать не торопитесь.
Приглядитесь, поучитесь.
Сколько букв?
-Лишь три десятка.
Сколько атомов?
Загадка.
Да, загадка не проста
Атомов чуть больше ста.
Учительница: Гномики, а у меня идея. Давайте-ка проверим умненькие к
нам ребятки пришли или нет? Я предлагаю загадать и загадки.
Гномик №1: Без него мы жить не можем
Он больным всегда поможет
Он находится везде:
И на суше, и в воде.
Кто ответит нам из вас,
Что это за газ? ( демонстрирует колбу с кислородом ).
Гномик №2: Уголек я разжигаю,
Он горит едва мерцая.
Почему сюрприз такой
В этой колбочке пустой?
( говорит, демонстрируя горение угля в кислороде).
Первоклассники: Предполагают, что в колбе кислород.
Учительница: Эта желтая бумажка все укажет без труда:
посинеет – в колбе щелочь,
покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания как зовем ее, гномики?
Гномики: Универсальная.
(Свою загадку учительница демонстрирует экспериментально, и первоклассники делают вместе с ней.)
Первоклассники берут со столов пробирки с известковой водой и через коктейльные трубочки продувают через нее выдуваемый из себя газ. Наблюдают, что она помутнела. И вспоминают, какой газ выдыхает из себя человек.
Гномики: (Стоя в центре класса поют:)
То кислоты, то оксиды
Дымка мела над доской
Кабинет на век любимый
Где найдешь еще такой?
- А какой?
- Не простой! Химический!
Гномик №1: Ребята, вы слышали? В Гатчине Кислород появился.
Важный такой. Идет – под ногами ничего не видит,
ни на кого не смотрит.
Гномик №2: Как же, как же. Загордился. Было бы от чего.
Он, оказывается, газ и, видите ли, только от него зависит
жизнь на Земле!
Гномик №3: Ой, не говорите. На днях гуляю, а навстречу – кто вы
думаете? - Водород! Не идет, а прямо-таки летит.
Спрашиваю: «Ты куда?». Кислород ищу. Зачем он тебе?
И что, вы думаете, он мне ответил? На гремучее дело хочет
его подбить, представляете? Так и сказал: «Гремучую смесь
сделаем».
Гномик №1: Ребята, а давайте подобьем Любовь Александровну на
гремучее дело. Попросим ее гремучую смесь сделать.
Учительница: Ребята, вы все видели, как горят вещества в кислороде.
А водород – это горючий газ. И когда его потревожат, он
недовольно пыхтит. Давайте-ка послушаем, как он это
делает. (демонстрирует горение водорода)
Ребята, в этом сосуде у меня гремучая смесь, смесь двух
газов: водорода и кислорода. Она взрывоопасна. А сейчас
поудобнее все сели, крепко держимся за стулья и на счет 3
мы с вами отправимся и полетим в межпланетное
пространство. Не верите? Ну, давайте попробуем!
Первоклассники: Крепко держатся за стулья и громко считают: 1,2,3!!!
Учительница: На счет три подносит сосуд с гремучей смесью к пламени
Спиртовки. Раздается взрыв!
Гномик №2: Ребята, вы, наверное, все знаете сказку про Конька-Горбунка.
Давайте вспомним ее немного.
Включается фрагмент звукозаписи:
«Что? Достал ли ты Жар-птицу?
Разумеется, достал!
Где ж она?
Постой немножко, прикажи сперва окошко
в почевальне затворить.
Знаешь, чтоб темень сотворить.
Вот Иван мешок на стол
Ну-ка, батюшка, пошел.
Мамки, батюшки, пожар!
Эй, решеточники-зеваки, закрывайте, заливайте.
Это слышь ты не пожар
Это свет от птицы Жар
Видишь знатную потеху
Я привез те государь!»
Учительница: Сказку вспомнили слегка, про конька про Горбунка.
Там Жар-птицино перо Ване счастье принесло.
Пришло время подивиться. Как горит перо Жар-птицы!
На фоне произносимых слов показывает, как горит перо
Жар-птицы. Из фольги изготовлено перо Жар-птицы, в него
вмонтированы длинные полоски магния.
Гномик №3: Вот еще одно развлечение:
кто даст руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение,
тогда нужен больной для лечения.
Гномик вызывает к доске самого смелого первоклассника.
Гномик №3: Оперируем без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
Гномик №2: Один момент.
Гномик №3: Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент. Нож подайте, ассистент.
Посмотрите, прямо струйкой, кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.
Гномик №1: У меня еще есть планы:
Разожгу на сетке пламя.
Я еще не то умею,
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие
От страха не заплачете?
Не боитесь? Ну, смотрите
Не все сразу, подождите
Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть.
Спирт горит и выделяет очень много теплоты.
Соду жаром разлагает он до углекислоты.
Он обугливает сахар – вот откуда чернота.
Пузырьками раздувает сахар этот углекислота.
Все понятно, ясно тут, змеи от чего ползут?
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
( Проводит опыт «Фараоновы змеи)
Гномики разыгрывают сценку и показывают опыт «Несгораемый платок»
(на фоне музыки )
Гномик №1: Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне,
Будто ведьма прилетела,
Прилетела на метле,
Я ее не испугался,
И в лицо смеялся ей,
Хоть скажу вам в этом царстве
Не было колдуньи злей.
Гномик №2: Хоть поверьте, хоть проверьте,
Разозлилась вдруг она,
Превратить меня хотела,
Толи в мышку, толь в слона,
Я платком своим прикрылся,
Чтоб не видеть ее глаз,
Вдруг платок мой загорелся,
Вскоре тот огонь погас.
Гномик №3: Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но платок остался цел,
Долго я не мог поверить,
На платок я все смотрел.
Тут и сон мой оборвался,
Я проснулся, чуть дыша,
Вот такие вот, ребята,
В жизни нашей чудеса!
Учительница: Ребята, видите, как много чудес могут делать гномики
своими руками. А сейчас они хотят поделиться с вами
несколькими хорошими советами.
Гномик №1: Ах, ребята, без сомненья
Надо химию любить
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
Гномик №2: Если б химии не знали
Топали б пешком всегда
Без горючего автобус
Не поедет никуда.
Гномик №3: Чтоб растения росли
Вещества изобрели
Хорошо бы вам такие
Быстро выросли б большие.
Гномик №1: Много есть ребят пассивных
Как воды набрали в рот
Наш совет быть поактивней
Например, как кислород.
Гномик №2: Чтобы вы росли нормально
Крепкие и сильные
Витамины получает
Так же наша химия.
Гномик №3: Все сказали на прощание
Вам спасибо за внимание
Ждите в следующий раз
Сочиним еще для Вас.
Встав полукругом гномики поют песню.
Заходим в класс,
Здесь жизнь веселая течет,
Здесь химия,
Она вперед нас поведет,
Нам без нее
Не сделать в жизни даже шаг
Она же ведь –
Наука, жизнь, реакция.
Ты оглянись,
И посмотри вокруг себя.
Ведь химия –
Как кислород она нужна.
Без химии –
Мы словно рыбы без воды,
Без химии –
Не проживем ни я, ни ты.
Вот и конец,
И вы запомните, друзья
Без химии не проживем ни ты, ни я.
Учительница:К концу подошел урок наш
Теперь стало всем ясней
Без химии делать нечего,
Без химии жизнь беднее
И сложная и простая
Она среди нас вокруг
О деле каком мечтаешь?
Кем станешь наш юный друг?
Хочу я тебе ответить
Чтоб сам убедиться смог
Дорога в химию
Это одна из лучших дорог
Так ждем же открытий
От Вас, друзья!
Учитесь, дерзайте, творите!
Теперь от души говорим Вам всем
Гномики хором: Стать химиком юным спешите!
Под звуки музыки гномики разбрасывают воздушные шарики,
На: Сценарий занимательного часа «Химия – страна чудес» - для
Очень интересный материал для ознакомления начальной школы с кабинетом химии!
Спасибо, Любовь Александровна!
«Мысль бывает светла только тогда, когда озаряется добрым чувством»