Над своим идеальным уроком на этой вики-странице работают:
1.Львова Наталья Владимировна
2. Кучмина Надежда Владимировна
3. Камаева Татьяна Вячеславна
4. Юркова Раиса Васильевна
5. Демидович Ольга Владимировна
|
Идеальная дидактика - это её отсутствие.
Ученик сам стремится к знаниям так,
что ничто не может ему помешать.
Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах.
Идеальное управление - когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает, потому что
хочет этого сам.
Анатолий Гин.
Приёмы педагогической техники
|
Каким же должен быть идеальный урок? Точнее, какой урок можно считать идеальным? Я думаю, что к единому мнению мы можем и не прийти, т.к. каждый из нас имеет свои взгляды, пристрастия, опыт и, в конце концов, обстоятельства. Но можно выработать ряд критериев, которые помогут нам создать урок, идеальный лично для каждого.
Итак, я, Львова Наталья Владимировна, приступаю к поиску ответа на эти вопросы.
Прежде всего, идеальный урок - это урок, приносящий удовольствие от работы на нем и ученикам и учителю. На этом уроке учитель слушает всех детей, не навязывает им своего мнения, уважает их мнение, даже если оно не совпадает с его собственным. И даже замечательно, если не совпадает: значит, есть повод для дискуссии. А в споре, как известно, рождается истина.
Дети на такой урок идут с удовольствием, потому что знают: они получат не только новые знания, но и положительный заряд от общения с учителем.
Дети на уроке активны, отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы, при этом не боятся ошибаться, т.к. знают, что за это не получат плохую оценку. И это может быть как традиционный урок, так и урок с применением ИКТ.
Материал даётся интересно, доступно. Учитель не просто хорошо знает свой предмет, а ещё и любит его почти так же, как тех, кого он обучает.
Урок должен быть динамичным, чтобы у детей не было времени заскучать. Учитель умело чередует разные виды и формы работы: дети работают то в парах, то индивидуально, то группами - результаты работы тут же обсуждаются, причём в обсуждение вовлекаются все. Звенит звонок, а дети с урока уходить не хотят, потому что ещё не всё обсудили, что-то недовыяснили.
На идеальном уроке ученики узнают о себе что-то новое: оказывается, что он в чём-то талантлив и у него есть способности к чему-либо, что он лучше всех может что-то делать. В результате - повышается самооценка, появляется желание работать.
Идеальный урок - это такой урок, на котором главное действующее лицо - ученик: он думает, решает задачи разного уровня, задаёт вопросы, исследует проблемы, а учитель незаметно управляет этим процессом. Ведь делать что-то самому всегда интереснее, чем следить за результатами чьей-то деятельности. И запоминается лучше. Например, когда я пытаюсь освоить что-то новое (допустим, сервис какой-то или программу), мне бесполезно объяснять, как нужно действовать, если я не имею возможности сама нажимать какие-либо кнопки-вкладки. Так и дети: если ты дошёл до чего-то сам, то это прочно.
Юркова Раиса Васильевна. Например, на уроках истории с огромной скоростью несутся мимо учеников даты, понятия, имена, памятники культуры. И дети задаются вопросом: "А зачем?" Мы изучаем учебники, написанные учеными мужами, но так хочется быть и самому сопричастным истории. И вот здесь - оживить урок, сделать тему ближе, понятней, нам поможет метод проектов.
Метод проектов - это дополнительные знания, широкий простор для творчества, возможность интерпретации результатов и рефлексия. Метод проектов актуален, т.к. дает ученикам возможность размышлять и самостоятельно находить решения.
Но «идеальный» – это ещё и тот, что приносит больше пользы при меньших затратах. Возможно ли?
Пожалуй, нужно поговорить о том, как создать идеальный урок. Советов найдём немало. Здесь лишь одна из рекомендаций. Может быть, всё-таки стоит в первую очередь задуматься над тем, для кого создаётся этот урок. То, что идеально для одних, не будет таковым для других.
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, а что трудно…» (П.Н.Чернов, народный учитель СССР)
Содержание, средства обучения, темп, ритм работы и сложность учебного материала на идеальном уроке согласуются с интересами учеников, с их возможностями. Активное вовлечение учащихся в процесс управления общей деятельностью создаст ситуацию, когда ребята сами будут обучать друг друга. Что ж, возможно, проекты и есть та самая «палочка - выручалочка»? А как же тогда «меньшие затраты»? Проектная деятельность требует от учителя подчас огромнейших затрат времени и сил: придумать, спланировать, подготовить сопровождающие материалы, не только заинтересовать, но и постоянно поддерживать интерес, контролировать … Да как же успеть всё это? Думаю, ответ можно найти в интервью с Шелли Шотт.
«Для того чтобы запустить первый проект, требуется много времени. Но с каждым последующим годом эта задача становится всё проще и проще, и то, чему учатся из этого дети, делает эту работу стоящей»
Проектная деятельность – это самая высокая ступенька, требующая от учащихся глубоких знаний и практических умений. Путь к вершине непрост. Поможет умелое (целенаправленное, учитывающее интересы и возможности ребёнка) сочетание традиционных методов обучения с различными содержательными моделями использования ИКТ.
Возможно, тогда и время появится, и желание творить не угаснет, а об усталости никто и не вспомнит. Нет усталости там, где есть удовлетворение от результатов своего труда.
Итак, может быть, пора обобщить всё сказанное?
Идеальный урок – это урок, на котором комфортно и ученикам, и учителю, это урок, позволяющий почувствовать радость открытия новых истин, радость осознания беспредельности самого процесса познания. Здесь нет места скуке и безделью, здесь слышат и понимают каждого. Это урок, на котором не замыкаются в рамках одного предмета, а стараются постичь законы самой жизни, найти ключик к её секретам. «Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть» (Лев Иосифович Шестов). Именно так, на таком уроке хочется «посмотреть», узнать, понять, СО-творить. Ведь всё, что было предметом изучения, нужно тебе: учителю и ученику. Нет, скорее просто ЧЕЛОВЕКУ.
|
На: Идеальный урок группы 5
Уважаемые участники группы. Какой же идеальный урок нам предстоит "сотворить"? Предлагайте идеи. На мой взгляд, это может быть интегрированный урок по теме, которая бы была близка каждому.
На: Идеальный урок группы 5
Здравствуйте, коллеги! Присоединюсь к вам, наверное, не раньше ночи, сейчас заскочила на минутку. Наталья Львовна, согласна, что тема должна быть интересна всем: и физикам, и лирикам. Чт это может быть? Это должен быть именно урок или занятие тоже годится? Например, классный час или мероприятьие на эстетические, нравственные темы? Если именно урок, то нужно очень хорошо подумать над темой. Может быть, что-то, связанное с искусством? (Золотое сечение, н-р)
На: Идеальный урок группы 5
Уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, еще раз формулировку задания. Речь не идет о разработке КОНКРЕТНОГО урока. Речь идет о том, чтобы Вы поделились своими мыслями, КАКИМ он должен быть, идеальный урок. В каких условиях проходить, к чему приводить и т.д. А по форме это может быть некое коллективное рассуждение, или что-то иное, хоть письмо Санта-Клаусу :).
На: Идеальный урок группы 5
Спасибо за уточнение.
На: Идеальный урок группы 5
Доброе время суток, коллеги! Я "про лапы и хвост" добавила. Включайтесь, когда сможете. Очень интересно, оказывается, работать в соавторстве. Спасибо, Наталья Владимировна, за почин.
На: Идеальный урок группы 5
Здравствуйте, коллеги! Извините, что не смогла присоединиться к работе вчера. К сожалению, была "отлучена" от Интернета. Постараюсь как-то наверстать упущенное.
На: Идеальный урок группы 5
Татьяна Вячеславна, где вы такую замечательную картинку раздобыли?
На: Идеальный урок группы 5
На: Идеальный урок группы 5
Ну вот... Хотела диаграмму Исакавы вставить, а здесь уже облако слов. Но тоже очень хорошо. Только надо вставить в текст, а не в комментарий.
На: Идеальный урок группы 5
Наталья Владимировна, мне кажется, диаграмма Исикавы здесь не будет лишней. Мозаика из слов - это эмоциональный "всплеск", поток ассоциаций, а диаграмма отличается своей упорядоченностью, позволяет представить "взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность".