Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Submitted by Нина Терентьева on чт, 02/12/2010 - 12:21
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы - своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это: пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв
последующими);
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных
слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки,
перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Применяя принцип по уровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:
- ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и
слоговой анализ и синтез);
- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический
анализ и синтез);
- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста
(языковой анализ и синтез).
1. Коррекция специфических ошибок на уровнебуквы, слога и слова.
При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по ТкаченкоТ.А.).
Слоговой структуры, предложенные А.К. Марковой и З.Е. Агранович.
2. Этап. Коррекиионный. (Вербальный уровень) Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.
Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.
Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:
- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са; - трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;
- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;
-двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, ка-бан;
-двусложные слова со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кап, зай -чик;
- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор;
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;
- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд,лифт;
- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;
-четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.
3. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста
Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:
- знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных
слов и предложения;
- дифференциацию словосочетания и предложения;
- развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения, определение последовательности
слов в предложении, определение места слов в предложении;
- знакомство с предлогами - определение их значения, знакомство с написанием предлогов;
- знакомство с приставками - определение их значения;
знакомство с написанием приставок;
- дифференциацию предлогов и приставок;
- знакомство с текстом - определение основных признаков
текста; дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.
Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:
- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);
- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации,
грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);
- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.
З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ
предложения, предлогов и приставок.
5. Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь.
1.Различать гласные и согласные звуки.
2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.
4.Определять в словах место и последовательность звука гласных и согласных звуков.
5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,слов в предложениях, предложений в тексте.
6.Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
7.Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.
Список использованной литературы
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.-М., 1999.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. – М., 1995.
Размещено чт, 25/08/2011 - 12:01 пользователем Ольга Юрьевна Фирсанова.
Здравствуйте,ваша информиация очень полезна для меня. Я тоже интересуюсь проблемой нарушения письменной речи у детей. работаю логопедом в общеобразовательной школе. И я столкнулась уже с дисорфографией, когда помимо специфических ошибок, возникают ошибки на правила русского языка. Так ка работаю с 5 -6 классами. .
Комментарий был изменен с момента создания (Firolga, чт, 25/08/2011 - 12:01).
На: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Здравствуйте,ваша информиация очень полезна для меня. Я тоже интересуюсь проблемой нарушения письменной речи у детей. работаю логопедом в общеобразовательной школе. И я столкнулась уже с дисорфографией, когда помимо специфических ошибок, возникают ошибки на правила русского языка. Так ка работаю с 5 -6 классами. .