Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ
Размещено: Анна Николаевна Eфимова - ср, 01/12/2010 - 10:30
Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ
Основной целью методической работы для нас является - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования. Мы стремимся к оптимальному качеству дошкольного образования на территории муниципалитета.
Представлю вашему вниманию систему методического сопровождения по реализации ФГТ в дошкольных учреждениях.
Мы выделяем несколько направлений:
§информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ
§повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ
§организация профессионального общения педагогов через сеть городских методических формирований
§диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ
§методическая поддержка педагогов и ДОУ
Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ. Был определен ряд проблем в освоении и реализации ФГТ:
§нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях
§педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию
§испытывают трудности в проектировании образовательного процесса
Ключевым направлением в сопровождении реализации ФГТ на данном этапе является повышение профессиональной компетентности педагогов. Мы считаем важным развитие субъектной позиции педагогов и ориентируемся на современные тенденции в повышении квалификации педагогов:
vпроектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога
vпродукто-ориентированный подход, т.е. ориентация педагогов на создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т.д.), что позволяет существенно повысить результативность ПК
vадресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях ДОУ, отраженных в планах взаимодействия между ДОУ и ЦНМО, заключаемых ежегодно)
vиспользование современных технологий повышения квалификации, повышающих эффективность курсовой подготовки (кейсовые, ИКТ - технологии, тьюторство). Также мы апробируем модульно-накопительную систему ПК, с этого учебного года практикуем организацию обратной связи слушателей курсов через форум ЦНМО (http://lysva.biz/forum/). Т.е. педагоги могут оставить свое мнение о курсах, и что наиболее важно, желающие пройти курсовую подготовку в ЦНМО могут почитать отзывы коллег и воспользоваться рекомендациями.
vМы используем вариативные формы ПК. Например, привлечение инновационных образовательных учреждений и опытных педагогов к предоставлению услуг повышения квалификации (инициирование МЦИО, привлечение лекторов, помощь в разработке ОП курсов и организации курсовой подготовки педагогов). В этом направлении в настоящее время идет подготовка дошкольного учреждения к деятельности в статусе центра инновационных разработок по введению ФГТ в ОП ДОУ.
vВ повышении квалификации мы опираемся на компетентностный подход, способствующий формированию субъектной позиции педагогов, ставшей очень востребованной с введением ФГТ, поскольку реализация принципов ФГТ требует осознанного отношения к проектированию образовательного процесса.
Остановимся на этом более подробно.
Мы рассматриваем компетентностный подход не только как ориентацию всей системы методической работы на развитие профессиональных компетентностей педагогов, но и осуществление процесса повышения квалификации в логике компетентностного подхода. А именно, выстраивание процесса согласно структуре компетентности:
Реализация компетентностного подхода в повышении квалификации педагогов требует использования новых форм, которые не ограничивали возможные проявления субъектности, ставили бы педагогов в ситуацию выбора.
На этапе расширения и углубления знаний педагогов о современных подходах к организации образовательной деятельности детей в соответствии с ФГТмы использовали лекции.
В этом учебном году востребованной оказалась лекция «Аспекты введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Такая лекция проведена для педагогов всех ГМФ: воспитателей дошкольных групп, воспитателей групп раннего возраста, инструкторов по физическому воспитанию, музыкальных руководителей, заместителей заведующих ДОУ. Оказалась востребованной лекция по ФГТ и для педагогических команд ДОУ (были выполнены заявки более чем от 70 % ДОУ).
Для развития профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГТ: таких как, целеполагание, планирование, рефлексия, самоанализ активно используются семинары и практикумы, организуемые через деятельность ГМФ.
§ Развитие профессионально значимых качеств личности - мобильности (способность к изменениям), субъектности, креативности и т.д. очень значимо на современном этапе, но наиболее сложно. Мы пытаемся решить данную задачу через организацию дискуссий, дискуссионных клубов и экспертных семинаров.
Несомненно, очень важным этапом в развитии профессиональной компетентности педагогов является обогащение профессионального опыта и развитие креативности - решение этой задачи осуществляется через организацию мастер-классов педагогов. Немного позднее, я остановлюсь на данной форме более подробно.
Таким образом, все выше перечисленные современные подходы повышения квалификации находят свое отражение в методическом сопровождении реализации ФГТ в ДОУ, в том числе, и в традиционных формах, таких как, курсы, ГМФ и т.д.
Немного остановлюсь на содержательной стороне курсовой подготовки.
Не секрет, что педагоги дошкольных учреждений стоят на пороге перемен. В условиях введения федеральных государственных требований, в период ожидания примерной общеобразовательной программы, остается вопрос «Что делать?» педагогическим коллективам сейчас, когда образовательные программы ДОУ уже должны соответствовать ФГТ.
Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Это и было причиной разработки ОП курсов «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития».
В рамках курсов мы рассмотрим, каким должно быть занятие в логике ФГТ. Данные курсы будут проведены уже в декабре.
Разработана образовательная программа курсов «Развивающая направленность образовательного процесса в ДОУ». В рамках данных курсов воспитатели познакомятся с различными аспектами в организации образовательного процесса, принципами построения образовательной деятельности, предусмотренных федеральными государственными требованиями. В ходе обучения слушатели рассмотрят вопросы планирования образовательной деятельности, научатся разрабатывать разные варианты планов.
Помимо курсовой подготовки повышение профессионализма педагогов осуществляется и через деятельность ГМФ, в частности через ПДС.
Для заместителей заведующих ДОУ, испытывающих затруднения в разработке образовательной программы в соответствии с ФГТ организован постоянно действующий семинар «Новые подходы к образовательной программе ДОУ».
Содержание деятельности условно можно разделить на две части: теоретическая часть и практическая. Теоретическая часть включала в себя мероприятия, направленные нарасширение и углублениезнаний участников в вопросах обновления ОП ДОУ в соответствии с ФГТ, а также освоение инновационных подходов к разработке и содержанию образовательной программы ДОУ. Практическая часть предполагает овладение навыками разработки образовательной программы ДОУ.
После освоения теоретической части участникам предложено определить индивидуальный маршрутразработки ОП: самостоятельный (для заместителей заведующих, не испытывающих затруднений) и групповой (для начинающих и для тех, кто затрудняется в разработке ОП ДОУ). Для самостоятельного проектирования ОП были разработаны методические рекомендации. В результате работы ПДС планируется организовать экспертный семинар, где участники смогут представить свои ОП.
Помимо ПДС, в этом учебном году методическое сопровождение реализации ФГТ и профессиональное общение педагогов осуществляется через деятельность проблемных групп.
Организованы две проблемные группы по освоению принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ:
§ПГ «Интеграция и реализация образовательных областей»
§ПГ «Здоровье плюс»
Участниками ПГ являются педагоги, имеющие стаж работы и позитивное отношение к нововведениям. Нам представляется это очень существенным, поскольку педагоги, уже имеющие сформированный мотив освоения нового, смогут проявить большую активность в разработке методических материалов и результаты деятельности будут более ощутимыми. В ПГ «Здоровье плюс» включились инструкторы по ФИЗО Название ПГ не случайно, оно означает интеграцию образовательных областей «здоровье», «физическая культура» с другими ОО. В ПГ «Интеграция» вовлечены воспитатели ДОУ.
Вернемся к модели методического сопровождения реализации ФГТ.
Несомненно, важной составляющей методической работы является диссеминация инновационного опыта.
Наиболее востребованной формой для наших педагогов стала форма мастер – классов. Она делает возможным не только знакомство с интересными приемами и методами работы, но и практическое их освоение педагогами. Тема реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть определенные наработки педагогов, которые успешно представляются через мастер-классы.
В секции № 2 сегодня вам будет представлен мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство интеграции образовательных областей» Мельниковой Ирины Анатольевны, музыкального руководителя ДОУ № 31.
Конечно, методическое сопровождение осуществляется адресно. Мы ориентируемся на образовательные потребности педагогов и руководителей дошкольных учреждений. В течение года предусмотрено адресное сопровождение ДОУ в реализации ФГТ, это и помощь в разработке ОП, в проектировании образовательного процесса и т.д.
Хочется добавить, что обозначенные подходы в методическом обеспечении введения ФГТ являются, конечно, нашими достижениями, и одновременно точками роста.