Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Скатерть самобранка"

Выберите действие:

На этой страничке вы можете размещать: конспекты интересных  занятий, различные сценарии, картотеки (физкультминуток, игр, прогулок ти т.п), статьи и рекомендации для родителей, тематические статьи для педагогов.(  Если нет своих, то по разрешению своих коллег вы можете размещать их материалы, фамилию автора указывать обязательно!)

Консультация для родителей


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Анатольевна Иванова

На: "Скатерть самобранка"


Консультация для родителей.

 

РИСОВАНИЕ

 

Малыш день за днем открывает для себя окружающий мир. Своё отношение к нему он выражает первыми звуками, словами, предложениями, жестами, а потом вдруг тянется к листу бумаги, стремясь запечатлеть увиденное. И вот когда ребенок понимает, что рисунок позволяет ему передать больше, нежели слова, он все чаще и чаще обращается к карандашу и бумаге. Ведь практически все маленькие дети рисуют. Рисунок не только позволяет ребенку передавать свои эмоции и впечатления, но и развивает мелкую моторику. Малыш учится держать карандаш, фломастер, кисточку. Таким образом, рисование становится своего рода предпосылкой к письму, которым ему еще предстоит овладеть.

Многие родители задаются вопросом, когда ребенку начинать рисовать. Отталкиваться, прежде всего, нужно от желания свого ребенка, от того, есть ли у него интерес к этому видудеятельности. Начинать можно, пожалуй, месяцев с 7—8, но пока ему подойдет только пальчиковое рисование.

Интерес к рисованию малышу можно привить, если са­мим проявлять заинтересованность изобразительным искус­ством: показывать ребенку краски, называть цвета, объяснять, как пользоваться кисточкой. Можно научить ребенка разли­чать цвета, если говорить ему название предмета и параллель­но называть его цвет (листья зеленые, цветок красный, солнце желтое и т. д.) и оттенки этих цветов. Многие дети к 2,5—3 го­дам с легкостью запоминают, а потом и определяют оттенки.

Итак, ребенок впервые взялся за кисть или карандаш. Для него, впрочем, как и для родителей, это целое событие. Ребе­нок начинает переносить на бумагу свои первые яркие впечат­ления. Именно эти первые штришки и кляксы на бумаге явля­ются основой будущих рисунков, а также выражают отноше­ние к самому процессу рисования.

В 9месяцев вполне можно дать ребенку возможность пори­совать на больших листах формата А2, А1 (ватмане) или на об­ратной стороне обоев. Возникает вопрос: чем ребенку рисо­вать? Карандаш для него слишком тонок, а вот фломастеры или маркер будут в самый раз.

К10 месяцам ребенку вполне можно давать карандаши и ручки. Но в любом возрасте лучше всего подойдут акварельные краски, так как они не нанесут вреда коже ребенка и даже вполне съедобны. Конечно, в этом возрасте не стоит ждать от ребенка, что он тут же нарисует ше­девр. В процессе рисования малыш работает не кистью, а всей рукой, от плеча, поскольку мелкая моторика еще плохо разви­та. Поэтому-то лучше всего давать ребенку большие листы бу­маги. Один росчерк — и готово дерево еще несколько штри­хов — и готов портрет мамы. Вот, собственно, и картина закон­чена. Первое время ребенок не будет рисовать больше 1 мин. За каждую черточку его нужно хвалить, ведь для него это целое достижение, большой шаг для маленького человечка, познаю­щего огромный мир.

Ребенок нарисовал свою первую картину. Дальше следует учить его правильно держать фломастер, карандаш или кисть. Какое-то время это не будет получаться, но потом научится не только правильно держать инструмент, но и правильно им работать. В процессе рисования важно следить, чтобы ребенок не слишком сильно сжимал карандаш. Во-первых, это перенапряжение, во-вторых, это не позволяет делать более точные и плавные движения, а учить ребенка этому нужно.

Сначала малыш будет зажимать карандаш или фломастер в кулачок, постепенно он тупится держать его правильно, но предмет будет выпадать из ручки. Правильное, «взрослое», держание карандаша для него пока не слишком удобно. Но ре­бенка нужно приучать к тому, чтобы держат предмет тремя пальцами. Для этого понадобится большое терпение родите­лей. Только настойчивое повторение одного и того же дейст­вия позволит ребенку развить правильную хватку. Если же ре­бенка не приучать к этому, то навык держать карандаш у него может не сформироваться еще очень долго.

Итак, юное дарование представило свой первый шедевр. На что же он похож? Это горизонтальные линии, и не стоит ждать чего-то еще. Через несколько месяцев там уже появятся вертикальные линии, а потом кружочки, спирали, овалы, и только потом это будут объединенные линии, напоминающие силуэт какого-то реального образа. Рисуя, ребенок не только питается запечатлеть что-то на бумаге, но также изучает свой­ства материалов.

В 1,5года рисунки приобретут сюжетность. Ребенок будет пытаться нарисовать сюжет из своей жизни, сказки, мульт­фильма и т. д. Но, как правило, он потом начинает искать в своем рисунке реальные образы. Иногда он сам говорит, что именно нарисовал, иной раз может попросить кого-нибудь из взрослых определить, что у него получилось. В этом возрасте можно попробовать дать ребенку возможность порисовать ле­вой рукой. Что касается бумаги, то размер ее можно уменьшить до формата АЗ.

В 2 года ребенок уже сможет рисовать кистью. Чтобы нау­чить его этому, можно попросить малыша раскрашивать мел­кие предметы. Например, если ребенок нарисовал ромашку, то пусть он раскрасит у нее сердцевину или лепестки, а если де­рево, то пусть нарисует листочки, и т. д.Техникой ребенок овладевает постепенно и потом уже мо­жет направлять линию туда, куда ему нужно. Он пытается пе­ренести образ, возникший в голове, на бумагу.    

В 2,5-3 года ре­бенок рисует в основном людей, которые его окружают, живот­ных, которые очень похожи на людей. Рисуя людей, ребенок основной акцент делает на голову и глаза. Часто на детских рисунках можно увидеть человека с огромной головой, больши­ми глазами и маленьким туловищем с веточками-ручками. Кое-какие детали ребенок может и вовсе опустить.

Рисование, как и любой другой вид деятельности, разви­вающий моторику, способствует и развитию речи. Значит, ко­гда ребенок начинает гулить и агукать, с ним можно начинать заниматься рисованием, чтобы процесс постановки речи по­шел быстрее. Кроме того, рисование способствует эстетиче­скому восприятию.

Каким бы маленьким ни был ребенок, он так или иначе испытывает стресс и нагрузку. И если уж взрослому рисование порой помогает снять напряжение, то ребенку и подавно. Свои отрицательные эмоции, обиду, страх ребенок может отразить в рисунке. Такая терапия, несомненно, поможет ему. Также ри­сование способствует самовыражению, помогает ребенку раз­вивать двигательную активность, интеллектуальные навыки, выстроить свою картину мира.

Итак, рисование способствует развитию осязательного восприятия и координации движений. Рисуя, ребенок посте­пенно корректирует движенце своей руки.

Карандашами, красками, ручками, фломастерами ребе­нок начинает пользоваться рано. Он еще не знает, как их пра­вильно использовать, но ему это очень интересно. Ребенку до года не стоит сразу давать в руки краски (за исключением аква­рели), потому что он обязательно поспешит их попробовать на вкус. В этом возрасте ребенок стремится все исследовать, рас­сматривать.

Когда нарисована первая линия, ребенок испытывает большую радость, а потом ему хочется Порисовать там, где нельзя: на стенах, мебели — одним словом, на любой поверх­ности, которая подходит для творчества. В 1,5-2 года ребенку уже можно объяснить, что рисовать на стенах и прочих пред­метах, для этого не предназначенных, нельзя. Только вот одна проблема: делать это нужно постоянно, так как ребенок, ускользнувший от зоркого взгляда родителей, непременно нач­нет разрисовывать все, что есть в доме.

Материалы для рисования: краски, карандаши или фломастеры

Рисуя, ребенок стремится использовать различные мате­риалы, имеющиеся в наличии: краски, карандаши, фломасте­ры, ручки, восковые мелки и т. п. Но при таком разнообразии материалов чему отдать предпочтение? Лучше всего каранда­шам и краскам. Фломастеры не рекомендуется давать детям до 5 лет, но это не значит, что до этого возраста вообще не стоит знакомить ребенка с этим материалом. Ребенку можно позво­лять порисовать фломастерами и в 1,5-2 года, но изредка и под надзором родителей. Лучший материал — это краски. Рисуя ими, дети получают максимум удовольствия. Но опять же воз­никает вопрос, какие краски давать ребенку: акварельные или гуашевые? Рекомендуется начинать с гуашевых, так как они более яркие и насыщенные. Однако рисовать ими малыш мо­жет только под наблюдением взрослого, поскольку ребенок может потянуть краску в рот. Также не следует открывать все баночки, а дать сначала одну определенного цвета. Можно по­просить ребенка самого выбрать понравившийся ему цвет. Ко­гда ребенку надоест рисовать одним цветом, можно предло­жить ему баночку с другим и т. д. Кисточку после использова­ния краски нужно тщательно промыть, а лучше всего иметь не одну, а несколько кисточек. Как только ребенок научится ри­совать более-менее аккуратно (а это произойдет не раньше чем в 3-4 года), мыть кисточку после использования одной крас­ки, чтобы потом обмакнуть в другую, ему можно будет давать все баночки с красками. Ну а если ребенок захочет смешать два цвета, следует предложить ему палитру.

Для рисования ребенку нужно обязательно определить ра­бочее место и контролировать процесс, потому что пролития воды или краски не избежать.

Часто бывает так, что ребенок изъявляет желание порисо­вать, находясь вне дома. Но это вовсе не значит, что нужно по всюду носить с собой листы формата А4 и набор карандашей. Вполне можно обойтись небольшим блокнотом и парой ручек. Это очень удобно, если мать и ребенок, например, сидят в оче­реди к врачу и т. д.

Мы привыкли, что рисовать и писать нужно на столе. Для ребенка можно предложить другой вариант, например, расположить лист на стене, двери или на иолу или обзавестись дос­кой, на которую можно прикрепить лист. Отличным материа­лом для рисования послужит цветная бумага. Часто в набор цветных карандашей входит карандаш белого цвета, который  совершенно не виден на белой бумаге. А вот та цветной бумаге он будет виден очень хорошо, особенно  темно-синей или коричневой. Такое открытие, несомненно, доставит ребенку много удовольствия, ведь до этого он совершенно не жал, за­чем нужен белый карандаш, если он не рисует.

Если ребенок любит рисовать красками, можно купить ему специальную плотную бумагу, подходящую как для акварели, так и для гуаши.

До года вполне можно учить ребенка пользоваться каран­дашом. Лучше всего для этого подходят трехгранные толстые карандаши с мягким грифелем. И ребенку первое время будет удобно их держать, и грифель ломается не так часто, как у обычных карандашей. Это отличный тренинг для руки ребен­ка. Лучше сначала выбирать естественные (основные) цвета карандашей, а потом добавлять различные оттенки.

Будет ли ребенок рисовать пальчиковыми красками или карандашами — выбирать ему. Если все принадлежности для рисования лежат в ящике, пусть он сам достанет их оттуда.

Выше уже говорилось, что ребенка нужно как можно раньше научить держать карандаш правильно. Некоторые дети быстро овладевают навыком правильного захвата тремя паль­цами, а кто-то, несмотря на все усилия, все равно стремится за­жать карандаш или кисть всей рукой. Но учить этому нужно, потому что, как утверждают многие психологи, от того, каким образом ребенок будет держать карандаш, зависит его почерк в будущем, когда он пойдет в школу. Ругать ребенка зато, что он неправильно держит карандаш, не стоит, лучше поправлять его, ставя руку в правильное положение. Можно взять руку ре­бенка в свою, сложить пальчики на карандаше так, как надо, и водить по бумаге, затем можно предложить ребенку попробо­вать самому нарисовать что-нибудь, держа руку правильно.

В 4 года ребенок пытается нарисовать картинку макси­мально реалистично. Он добавляет детали, стремится сделать образы более правильными, пропорциональными. Сюжет ри­сунка усложняется, становится более четким.

Ребенок открывает для себя новые возможности этого вида деятельности. Родителям полезно иногда рисовать вместе с малышом. Это будет подхлестывать его интерес к рисованию. Кроме того, дети очень любят смотреть, что делают взрослые, как они это делают, как держат карандаш или кисточку, какие движения совершают. Одним словом, они учатся на примере.

Сохранить творческое начало ребенка очень важно. Для того чтобы интерес не пропал, важно, как можно точнее расска­зывать ребенку о том, что его окружает: о деревьях, домах и пр.

Любая прогулка может стать стимулом для творчества. Зи­мой, например, можно рассмотреть, как лежит снег на ветвях, ле­том — обратишь внимание ребенка на то, какого цвета лепестки цветка, середка. А после прогулки ребенок можетпопытаться нарисовать увиденное по памяти. Когда малыш приобретет боль­ше навыков, он сможет попробовать порисовать с натуры.

Естественно, что даже при максимальном старании у ре­бенка может не получиться рисунок. Ругать за это не нужно. Если он сам увидит, что рисунок неудачен, то обязательно будет его перерисовывать. Все зависит от способностей, поэтому нельзя говорить ребенку, что он рисует хуже других детей. В этом случае можно вообще отбить у него интерес к рисованию.

Раскрашивание стимулирует не только развитие мелкой моторики, но и больший интерес к изобразительному искусст­ву. Дети обожают всевозможные раскраски, ведь можно рас­красить знакомых героев сказок и мультфильмов в любимый цвет. Но еще лучше, если родители сами придумают раскраску для ребенка и нарисуют любимые игрушки, предметы, кото­рые его окружают. Для ребенка это будет очень интересно. Та­ким образом, если родители будут проявлять больше фанта­зии, стремление малыша рисовать возрастет.

Рисование, прежде всего, способствует развитию у ребенка творческого потенциала, который, несомненно, пригодится ему в будущем.

Начиная с 3 лет с ребенком можно сходить в музей на вы­ставку картин или купить открытки-репродукции с полотнами известных мастеров. Может, поначалу ребенок мало что пой­мет, но это привьет ему эстетические взгляды, а также интерес к изобразительному искусству в целом. Начиная с 5 лет можно рассказывать ребенку о жанрах картин, спрашивать его о сю­жете и т. д.

 

Этапы овладения навыками рисования

С 8-го по 11-й месяц. Ребенок рисует черточки и линии, за­корючки, каракули. Он еще не умеет держать карандаш в руке, его рисунки хаотичны, о сюжете еще и речи быть не может.

1 год. Движения ребенка не скоординированы. Одинако­вых линий на рисунке встретить невозможно, потому что ма­лыш еще не может повторять. В этом возрасте рисунок — спо­соб заявить о себе, поэтому-то ребенок рисует там, где нельзя: на книгах, обоях, полах. Это желание привлечь внимание ксвоей персоне.

От 1 года до 2 лет. В этом, возрасте ребенок уже может управлять своей рукой, воспринимать результат того, что он сделал. Его зрительно-моторная координация становится все более совершенной. В его рисунке уже встречаются повторяю­щиеся элементы.

От 2 до 2,5лет. Ребенок начинает понимать, что лист имеет границы. Он уже рисует, не выходя за края. Линии, нарисован­ные ребенком, могут идти вдоль границ листа, т. е. «сюжет» ли­ний разворачивается в уже ограниченном пространстве. В этом возрасте рисунок служит для ребенка способом самовыраже­ния. Он уже понимает: то, что нарисовано, имеет смысл.

От З лет. Ребенок начинает понимать, что лист — это про­странство созданного им мира. Над головой персонажей появ­ляется небо (несколько облачков, солнце, галочки-птички), под ногами — земля (трава). Появляется сюжет, который все более усложняется.

Перечисленные этапы не являются универсальными. Все дети разные и по-разному овладевают навыками рисования. Кто-то в 3 года уже рисует замысловатые сюжеты, а кто-то в этом же возрасте только-только учится держать карандаш.

Рекомендации родителям

Делать что-то своими руками всегда приятно. Приятно это и ребенку. Мы уже определили, что рисовать ребенок может с 7 месяцев. Можно взять рулон недорогих бумажных обоев, от­резать большой кусок и прикрепить его на дверь, сесть вместе с ребенком напротив листа, взять в руки восковой мелок и прочертить линию. Заинтересованный действием, ребенок навер­няка захочет тоже попробовать начертить линию. Здесь глав­ное - смотреть, чтобы ребенок не потянул мелок в рот. Ма­ленький кусочек мела, которым будет рисовать ребенок, про­блематично взять в кулачок, поэтому он постарается взять его так, чтобы им можно было рисовать, т. е. пальчиками.

Для начала не нужно рисовать ребенку сложные предме­ты. Достаточно ограничиться линиями и простыми геометри­ческими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, пря­моугольником и т. д. Во время рисования обязательно нужно проговаривать свои действия, ребенку вполне можно называть цвета мелков. Важно также показывать ребенку, что нарисовал он, а что мама. Когда рисунок будет готов, не нужно спешить снимать его, пусть близкие порадуются успехам ребенка, по­хвалят его, ведь даже для совсем маленького ребенка это очень важно.

И еще несколько советов, которые пригодятся родителям:

·       Помогите ребенку освоить пространство листа, на кото­ром он рисует. В дальнейшем он сможет эффективно исполь­зовать пространство стола,  тетрадей.  Это немаловажный пункт, который обеспечит ребенку успех в учебе.

·       Предлагайте ребенку для рисования бумагу разных фор­матов, это также научит его ориентироваться в пространстве. Ребенок должен уметь работать как в большом, так и в малень­ком пространстве. Так он сможет координировать свои дейст­вия. Руководить ребенком в процессе рисования не нужно, он сам научится использовать пространство листа.

·       Не оценивайте рисунки ребенка. Не говорите, хороши они или плохи. Просто комментируйте рисунок, перечисляйте то, что на нем изображено, просите ребенка рассказать, что он нарисовал. Это поможет ему развить речь и мышление.

·       Помните, что порой рисунок ребенка, может служить способом общения с вами.

·       Поддерживайте интерес ребенка к рисованию, знакомь­те его с окружающим миром. Пусть то, что он увидел и запом­нил, отразится на бумаге. Покажите ему, что можно рисовать палочкой на мокром песке, мелом на асфальте и пр.

·        Обязательно отведите ребенку место, где он сможет ри­совать, предоставьте ему все необходимые материалы. Пусть там будут карандаши, ручки, фломастеры, краски, мелки (какобыкновенные, так и восковые). Использование различных предметов поможет ему развить моторику.

·       Покажите ему, как можно рисовать с помощью кисточки, песка, пальчиков, ватных тампонов и т. д.                                   

·       Если есть возможность, приобретите ребенку мольберт. С его помощью он может получить новый опыт рисований стоя. К тому же у него появится возможность взглянуть на свой рисунок по-другому.

·       Во время рисования ребенок должен сидеть прямо, не наклоняться сильно над листом бумаги. В противном случае у ребенка появится привычка сидеть

сгорбившись. Важно научить его придерживать лист, на котором он рисует, левой рукой. Говорить ребенку трехлетнего возраста, чтобы он сел пря­мо, бесполезно, поскольку тот еще в недостаточной степени владеет своими движениями. Нужно помочь ему сесть пра­вильно, положить руки на стол. Сразу правильную осанку ребенок не освоит, поэтому его нужно будет постоянно поправлять. Через несколько подобных занятий малышу достаточно будет и словесного

напоминания.

·      Маленькому ребенку очень трудно сидеть в одной и той же позе более 10—15 мин. Он быстро устает. Поэтому время ри­сования не должно превышать 15 мин. Даже при выраженном увлечений ребенка рисованием ему необходимо отвлекаться
на что-то другое. Он еще не может долго концентрировать свое внимание. Можно предложить ребенку заняться чем-нибудь другим, а потом снова вернуться к рисованию или провести небольшую разминку:

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем,

                          Рисовать опять начнем.

·        Если ребенок рисует, стоя у мольберта, важно следить за тем, чтобы он стоял ровно, не склонялся слишком близко клисту.

·        Если ребенок рисует пастелью, нужно объяснить ему, что нельзя сильно надавливать на палочку, так как она хрупкая и легко ломается. Держать пастель нужно так же, как и каран­даш, тремя пальчиками. После того как ребенок порисовал пастелью, он должен убрать ее обратно в коробку.

·            Для того чтобы ребенок во время рисования не испор­тил стол, постелите на него клеенку или кусок старых обоев.

·            Во время прогулки берите с собой коробочку цветных мелков для рисования на асфальте.

·            Если ребенок рисует карандашами, давайте ему для этого занятия небольшие листочки, для рисования краской выбирайте листы побольше.

·            Подписывайте рисунки вашего ребенка. Это поможет проследить, в какой мере он овладел рисованием за определен­ный промежуток времени.        

·    Объясните ребенку, что свои рисунки он должен акку­ратно складывать в определенное место

Пальчиковое рисование

Сейчас появилась модная тенденция в детском воспита­нии и развитии — пальчиковое рисование. Этот вид деятельно­сти по своей сути ничем не отличается от традиционного рисо­вания, разве что самой техникой. Ребенок рисует не кистью и не карандашом, а красками, которые изготовлены специально для того, чтобы ребенок рисовал пальчиками. Эта техника от­лично развивает мелкую моторику. Ребенок работает пальчи­ками, и, кроме того, он получает новые тактильные ощуще­ния, знакомясь со свойствами нового материала. Пальчиковые краски считаются абсолютно безопасными, хотя и горькими на вкус. Это значит, что ребенок в возрасте от 7 месяцев до 2,5 лет, даже если и попробует их на вкус, вряд ли захочет еще. Пальчиковые краски должны быть обязательно сертифициро­ваны — это гарантия безопасности ребенка. Однако, несмотря на то что краски безопасны, легко смываются и отстирывают­ся, не растекаются, хотя и на водной основе, они все же содер­жат химические вещества, которые могут вызвать аллергиче­скую реакцию у ребенка. Поэтому лучше начинать знакомство с пальчиковым рисованием с помощью самодельных красок, состоящих исключительно из пищевых продуктов. Можно сварить манную кашу и добавить в нее свекольный или мор­ковный сок для цвета. Каши должно быть меньше, сока боль­ше. Размещать самодельную пальчиковую краску лучше в не­глубокие мисочки, чтобы ребенку было их удобнее брать и чтобы они не ассоциировались у него с едой. Конечно, ребенок попробует их на вкус, но ему лучше сразу дать понять, что, не­смотря на то что краски и съедобные, есть их нельзя.

Как только краска будет готова, нужно расстелить на полу большой лист бумаги, предварительно убрать ковры и все, что ребенок в процессе творчества может случайно испачкать. Для того чтобы малыш понял, что нужно делать, необходимо, что­бы взрослый показал ему, как нужно брать краску, как остав­лять отпечатки на листе и т. п.

Предлагаем вам несколько рецептов пальчиковых красок.

1.Требуется: 500 гмуки, 5 ст. л. соли, 2 ст. л. Подсолнечного масла, 2 ст. л. воды, 1 ст. л. свекольного сока.

Приготовление. Все ингредиенты смешать миксером до по­лучения однородной массы и разлить в баночки или мисочки.

2.Требуется: 1 стакан крахмала, 1 л горячей воды, 0,5 ста­кана холодной воды, 0,5 стакана талька, 1,5 стакана мыльной стружки, порошковая темпера.

Приготовление. Крахмал залить холодной водой и разме­шать до получения однородной массы. После добавить горя­чей воды, постоянно помешивая, пока масса не станет прозрачной. Всыпать тальк и все тщательно размешать. Остудить, после чего добавить мыльную стружку и перемешать. Готовую смесь разлить в баночки и добавить порошковую темперу. Краска готова.

3.Требуется: пена для бритья любой марки, порошок для окраски яиц.

Приготовление. В пену добавить красящий порошок, пере­мешать.

Применение. Нанести на всю поверхность плотной бумаги, полученную краску, а потом рисовать.

Если ребенку не исполнилось еще и года, но он уже вовсю рисует пальчиковыми красками, оставляя самые разнообраз­ные мазки на бумаге, то вполне можно научить его целена­правленным действиям. Можно нарисовать, например, про­стой домик и показать ребенку, как сделать от него дорожку, проведя длинную линию; тучку и из нее капельки, если мел­ко-мелко потыкать пальчиком. Можно нарисовать контур лю­бого предмета и показать, как его можно закрасить. Есть и дру­гой вариант. Например, можно взять губку в форме звездочки,круга или любой другой формы, показать ребенку, как окунать ее в краску, а потом делать отпечатки или же оставлять их всей ладошкой. Так ребенок научится выполнять не только Целена­правленные действия, но и разовьет руку.

Дети, даже самые маленькие, нуждаются в общении не только с родителями, но и со своими ровесниками. Когда ре­бенку исполнится 1,5 года, можно приглашать домой друзей. Дети могут вместе не только поиграть, но и порисовать. Им можно расстелить на полу большой лист бумаги или раскатать старые обои и дать все необходимые принадлежности для ри­сования. Польза от такого мероприятия будет большая. Во-первых, ребенок познакомится со своими сверстниками, что поможет ему сделать первый шаг на пути к общению; во-вторых, узнает о свойствах многих материалов и, конечно, потренирует пальчики.

До года ребенок стремится исследовать новые для него ма­териалы. Поэтому часто он опускает пальчики в кашу или фруктовое пюре. Можно использовать в качестве них йогурт или детский творожок. Пусть он размазывает их, как ему хо­чется. Для того чтобы развить тактильные ощущения у ребен­ка, можно часть йогурта подогреть, а часть охладить. Ему будет интересно смешивать йогурт, имеющий разную температуру.

От 1 года до 2 лет малыш все еще продолжает исследовать материалы, моторика рук все более совершенствуется, но созда­вать что-то ребенок еще не может, он только манипулирует. В этом возрасте пока не стоит переходить на пальчиковые крас­ки, можно ограничиться продуктами, которые могут их заме­нить. Ребенок уже может получать удовольствие от своего твор­чества. Можно дать ему большой лист бумаги, а в качестве кра­сок подойдут свекольный сок или сама свекла, черная смороди­на и другие красящие ягоды. После того как взрослый покажет, как можно ими пользоваться, ребенок с удовольствием приметсяза дело. Можно показать, как соединить две кляксы, нарисо­вать следы разных животных.

После двух лет малышу уже не слишком интересно исполь­зовать в качестве красок продукты, пришло время для настоя­щего творчества. Вот здесь уже можно использовать настоящие пальчиковые краски. Все, что рисует ребенок, уже имеет для неге определенный смысл. Проведенная линия — дорога, по которой ездят машины или поезда, несколько точек, оставленных пальчиками, — следы кошки и собаки. Любая клякса при­обретает для него очертания реальных предметов.

Пальчиковое рисование дает неограниченные возможно­сти для творчества. Отпечатки ладошек ребенка можно превра­тить в целые композиции и сюжеты. Можно нарисовать краси­вые цветы, если оставлять отпечатки ладошек по кругу; бабочку, отпечатав сразу две ладошки; улитку, если отпечатать сжатый кулачок, и много всего. Любое расположение ладони дает опре­деленный рисунок. Полусогнутая ладонь, если поставить ее на ребро, дает отпечаток дуги. Такое рисование способствует раз­витию воображения и фантазии ребенка. Кроме того, ребенок понимает, что руки дают ему большие возможности.

Пальчиковое рисование учит ребенка конструировать, создавать из простого сложное. Большой плюс этого вида дея­тельности в том, что ребенок задействует не одну руку, как при обычном рисовании карандашом по бумаге, а обе, что позво­ляет ему лучше координировать свои движения. Если ребе­нок — левша, то занятие пальчиковым рисованием еще более важно для него, так как в процессе он развивает правую руку.

Для того чтобы рисовать пальчиками, вовсе не обязатель­но иметь краски. Если насыпать на поднос манку или любую другую крупу (можно и муку), то получится отличное полотно для рисования пальчиками. Причем если «полотно» изрисова­но, а хочется изобразить что-то еще, то достаточно встряхнуть поднос, чтобы содержимое распределилось по нему ровным слоем, и можно снова рисовать. Для этой же цели вполне мож­но использовать чистый речной песок.

Ванна является отличным местом для рисования пальчи­ками. Можно рисовать на стенах или зеркале. Чем? А тем, что имеется в ванной, например пеной для бритья или зубной пас­той. Можно сделать и так: нанести пену для бритья тонким слоем на кафель и рисовать. Конечно, необходимо объяснить ребенку, что при любом удобном случае выдавливать зубную пасту на зеркало нельзя. Чтобы был порядок, и не страдала дис­циплина, такое пальчиковое рисование лучше всего проводить во время купания.

Учимся рисовать кистью

Ребенку после двух лет можно давать в руки кисточку и учить его рисовать ею. Рисование кисточкой — это, пожалуй, еще более сложное действие, чем рисование карандашом. Ре­бенку предстоит научиться наносить краску аккуратно, чтобы она не растекалась, а это требует сосредоточенности и скоординированности движения руки. Как правило, ребенок начи­нает рисовать либо акварелью, либо гуашью. Желательно на­чинать с гуаши. Она более вязкая, позволяет перекрывать один цвет другим. Кисть сначала лучше использовать самую широ­кую. Тонкая кисть требует точных движений, которые ребенок еще не может делать. А рисование широкой кистью для ребен­ка двух лет гораздо удобнее. Он может делать ею широкие маз­ки. Конечно, ребенок может рисовать и более тонкими кистя­ми, чтобы научиться более тонким и точным движениям. Пусть у него в наборе будут кисти № 1,3,5,7,9, а также четные номера. Щетина кисточки может быть из белки, пони или козы. Важно также научить ребенка правильно ухаживать за кистями; аккуратно вытирать их и ставить в стаканчик щети­ной вверх. Хорошо объяснить ребенку, какой кистью, какую линию можно нарисовать. Мягкими и широкими беличьими кистями хорошо рисовать безотрывные линии, кистью с жест­кой козьей щетиной легко делать отдельные мазки, тонкими кистями можно рисовать мелкие детали, широкими — круп­ные. Учась пользоваться разными кистями, ребенок учится ко­ординировать свои движения, делать их более точными. Это отличное упражнение для развития мелкой моторики.

Успехов!!!

 

Иванова Наталья.



Поиск

Loading
"КолобОК" - Сообщество педагогов дошкольников Камчатского края

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн