В настоящее время, когда качество учебной работы и успеваемость учащихся нуждаются в значительном улучшении, весьма актуальной является проблема совершенствования учебного процесса в школе. Сложившаяся репродуктивная методика обучения фактически утратила эффективность, и мне пришлось предпринять меры к поискам инновационных технологий, форм и методов обучения и оценивания достижений учащихся.
Ещё в 2002 г. Министерство образования РФ разместило в Интернете пресс-релиз “О многобалльной системе оценок в российской системе образования”, в котором оно отмечает, что одновременно с модернизацией педагогического образования пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся.
Одним из таких подходов является модульно-рейтинговое обучение. Хочу проанализировать попытку его внедрения в образовательной процесс.
Главный вывод, который я сделала, неутешителен: модульно-рейтинговая технология обучения физике в стандартной ее процедуре в нашей школе не воспроизводима, и на практике, объективно модифицируется в традиционную классно-урочную репродуктивную систему обучения.
Попытаюсь обосновать эту позицию.
Хочу сразу отметить, что для внедрения модульно-рейтингового обучения необходимы благоприятные условия, такие как:
·Поддержка администрации школы;
·Подбор учащихся, проявляющих желание к усвоению физики;
·Высокая дисциплина и активность;
·Наличие компьютерной техники и возможность ее использования и др.
Выбор модульно-рейтинговой технологии обучения был обусловлен следующими соображениями. Как известно, прочность знаний достигается, если учащиеся в процессе обучения совершают полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывая определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также их повторению и систематизации.
Кроме того, в модульно-рейтинговой технологии предполагается режим самообучения и имеется возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся: одному надо несколько раз вдумчиво перечитать материал, другому достаточно бегло пробежаться по тексту, третьему хватает объяснения учителя.
В то же время, за годы учительской работы выработалась собственная система обучения, а именно: изучение нового материала укрупненными блоками, организация вариативного повторения, отработка умений и навыков – и все это на основе расширения самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
При модульно-рейтинговом обучении – учащиеся сами выбирают, когда и сколько они смогут усвоить. Это принципиально важно: модульно-рейтинговая технология позволяет каждому ученику выбрать индивидуальный темп обучения, объем содержания учебного материала, формы организации своей познавательной деятельности, соответствующие его возможностям.
Новизна в деятельности учителя заключается в том, что на промежуточных этапах работы над модулем учитель не столько контролирует работу учащихся, сколько устанавливает степень усвоения изучаемого материала и помогает учащимся скорректировать свои учебные усилия.
Новизна в деятельности ученика – это почти полная его самостоятельность при продвижении «внутри модуля».
Признаками применения учителем модульно-рейтинговой технологии являются следующее:
1. Объединение содержания теоретического материала в укрупненные блоки.
2. Ознакомление учащихся с планом работы над модулем, сообщение им минимума знаний, умений и навыков по модулю и требований к ним.
3. Значительное преобладание самостоятельных форм работы учащихся по усвоению и закреплению знаний, умений и навыков.
4. Деятельность учителя в основном организующая, консультационная и коррекционная.
5. Отсутствие, как такового, текущего контроля знаний и умений и ежеурочного домашнего задания в привычном нашем понимании.
6. Применение «рейтинговой» системы оценивания работы учащихся.
Остановлюсь на этом пункте.
Систематическое измерение знаний принципиально отличает модульно-рейтинговую технологию от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:
Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах;
В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка.
Важное значение приобретает “разбалловка” материала.
Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы.
Приведу пример: В 8 классе в 4 четверти мною апробировалась модульно-рейтинговая технология . По двум модулям: Магнитные явления и световые явления. ( См. приложение № 1)
За обязательные контрольные точки ( тесты, контрольные работы, лабораторные работы) начисляется 10 баллов.
За проектную деятельность начисляется 25 баллов
За сообщение – 6 баллов.
Общее количество баллов составляет рейтинг ученика. Но возникает проблема: как выставить отметку в журнал по окончанию изучения определенного модуля? И мы снова вынуждены вернуться к пятибалльной системе оценивания!
Максимально можно набрать 200 баллов:
Количество баллов
Отметка
161-200 баллов
«5»
121-160 баллов
«4»
81-120 баллов
«3»
менее 80 баллов
«2»
Достоинство модульно-рейтинговой технологии обучения заключается в почти полной самостоятельности учащихся. Практика, однако, показала, что совершенно самостоятельно выстроить свою учебную деятельность учащиеся в силу возрастных особенностей еще не в состоянии, поскольку необходимый уровень внутренней самоорганизации не сформирован и мотивация учебной деятельности низкая и обусловлена не осознаваемыми внутренними потребностями учащихся в знаниях и умениях, а требованиями учителей и родителей.
Хочу обратить внимание на следующее:
модульно-рейтинговая технология предполагает, что последовательность занятий организационно соответствует последовательности этапов познавательной деятельности учащихся, но опыт подтверждает, что в сложившейся урочной системе осуществить такое соответствие весьма трудно.
Сложность внедрения модульно-рейтинговой технологии заключается в значительном увеличении временных затрат учителя на подготовку к уроку.
Иными словами, при всем стремлении учителя внедрить модульно-рейтинговую технологию ему объективно приходится на уроке организовывать разные виды деятельности учащихся, что делает занятие по модульно-рейтинговой технологии внешне и внутренне схожим с обычным традиционным уроком.
Возникает вопрос: как апробация модульно-рейтинговой технологии отразилась на качестве образования? Анализируя качество образования класса, в котором проводилась апробация ( см. рис.6), наблюдается отрицательная динамика этого параметра. Качество образования уменьшилось на 16,6 %. Полученный мною негативный опыт подтолкнул меня к поиску образовательных технологий, в результате применения которых уровень образованности, качество образования и успеваемость учащихся будут иметь положительную динамику.