Так писала восьмилетняя Ника Турбина, стихотворения которой удивляли меня в школьном возрасте. «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки» – в этих словах отражается и моя жизненная, а значит, и педагогическая философия. Ведь вся моя жизнь подчинена профессии. Это делает меня поистине счастливой.
И, несмотря на все трудности, меня совсем не пугает то, что приходится все время «искать тропинки».
Одна из таких тропинок привела меня к освоению нетрадиционной техники графики, и мой мастер-класс посвящен ей, удивительной техники «Граттаж» (слайдовая презентация «Граттаж»)
Позвольте небольшой экскурс.
В переводе с французского «граттаж» означает " царапанье".
Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал Мстислав Валерианович Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения.
Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.
Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике?
(Да, это линия, штрих, контраст)
В ИЗО немало разных техник,
Я, как учитель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я,
Он вызывает интерес
У школьников любого класса,
Ведь каждый хочет в мир чудес
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Итак, граттаж. Вам поподробней
О нем сейчас я расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это делать - покажу.
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов: грунтовка листа воском, мелом (чтобы обезжирить лист), а потом гуашью. Работа по этой основе будет проводиться палочкой – царапкой.
Наша цель: создание рисунка-настроения в технике «граттаж».
Тема композиции: «Конкурс «Учитель года Мичуринска – наукограда 2010»,
символом нашего города является яблоко, поэтому заготовки я выполнила именно в этой форме, в форме яблока. В этом зале собрались люди, которые проходили все этапы вместе с участниками: ученики, родители, коллеги и уважаемые члены жюри. И свои чувства и эмоции, связанные с этим конкурсом, выразите в ваших работах. Создайте образ настроения, если вам тепло нарисуйте солнце, если уютно- плед, если грустно- дождик, весело- улыбку вы можете изображать и другие предметы, созвучные вашему настроению.
Работу выполняем палочкой-царапкой, так, как делаю это я.
Итак, прошу вас, творите.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(учитель на планшете показывает поэтапную работу - создает корзину в форме сердца, а зрительные ряды работают на шаблонах)
Учитель жить без творчества не может,
Без любопытных взглядов детских глаз,
Хотя на близких не хватает
С работой нашей времени подчас.
Но знаю, что окупиться старицей
Нелегкий наш, но благородный труд.
Ведь если сеять доброе с любовью,
То всходы обязательно взойдут.
А в результате полная корзина ваших ярких впечатлений, эмоций, ваших улыбок которую я от чистого сердца дарю всем участникам конкурса.