«Плох тот учитель,
который не учится
или учится совсем мало".
М. Горький
Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно учитель учится всю жизнь, чтобы не просто много знать, а быть на несколько шагов впереди своих учеников. Но в современной образовательной среде главным достоинством педагога является не набор имеющихся у него знаний и умений, а прежде всего умение и готовность получать новые знания и применять их в своей педагогической деятельности. Существенное место среди них занимает умение использовать сервисы Web2.0 в своей профессиональной деятельности и ориентироваться в сетевых сообществах.
Несколько месяцев назад я и не подозревала, что многочисленные интернет-сервисы несут огромный потенциал их использования в педагогической практике. Не могу отнести себя к категории «продвинутых» пользователей Интернета, но «заболела» им давно, хотя первоначально использовала его для поиска необходимой информации, отправки писем, скачивания разнообразных ЦОРов. Однако, только после того, как в октябре этого года прошла дистанционное обучение по курсу «Методика организации работы в сетевых педагогических сообществах на порталах «Открытый класс» и «Астравики» Астраханского института повышения квалификации и переподготовки, поняла, как на самом деле можно использовать социальные сервисы в работе учителя-предметника, классного руководителя.
Социальные сервисы - это важнейший многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать педагогу и ученику, способствует формированию умения совместно мыслить, воспитанию толерантности, формированию критичности мышления, предоставляет базы накопленных ресурсов для успешного их использования, является мощным средством для создания ситуации успеха всех участников учебного процесса. На любом этапе урока (введение нового материала, закрепление, обобщение, контроль) использование данных сервисов мотивирует учащихся к активной деятельности при грамотном построении урока. Самое главное в проведении такой работы – заинтересованность учителя, а начать освоение сервисов можно и в локальной сети.
Когда я узнала о проведении мастерской, сначала боялась, что у меня не хватит опыта для участия в её работе, но всё-таки решила попробовать. И теперь уже нисколько не жалею. Работая в сотрудничестве с более опытными «сетевиками», я приняла участие в составлении аннотированного каталога интернет-сервисов, которые можно использовать в педагогической практике. С некоторыми из них я уже встречалась, но о многих узнала впервые. Я думаю, что для каждого из нас этот каталог станет «шпаргалкой», куда мы ещё не раз заглянем.
Не буду заново описывать все преимущества использования того или иного сервиса, так как всё это подробно изложено в таблице. Хочу привести примеры использования сервисов Web 2.0 в своей педагогической практике (ещё раз обращая внимание коллег на то, что мой опыт минимален).
В ноябре на базе нашей школы проходил районный семинар и мне, как классному руководителю 8 класса, предложили дать мастер-класс родительского собрания. Вместе с классным руководителем параллельного класса мы стали думать о том, что бы нам показать. Демонстрировать то, что делают все не хотелось, ведь задача мастер-класса научить чему-то новому, ранее не знакомому коллегам. Вот мы и решили, как выпускники дистанционного курса, продвинуть знание об интернет-сервисах в широкие ряды педагогической общественности. Темой собрания выбрали животрепещущую проблему переходного возраста «Современный подросток – кто он?»
Просмотрев массу информационного материала по нашей теме, опираясь на собственный опыт классного руководителя, мы решили, что было бы неплохо использовать такие сервисы, как Anketer.ry и wikiwall.ru Первый ресурс мы использовали для проведения опроса среди учащихся 8-классов. Хотя возможность выхода в интернет имели не все ученики, но общую картину причин подростковых конфликтов и способов их разрешения в результате получить удалось (результаты анкеты).
Вики-газета «Подростковый возраст», созданная совместно с родителями показала отношение родителей к данной проблеме. Участвуя в мастер-классе "Сервисы web 2.0 в организации учебной деятельности учителя" Всероссийской интернет-конференции «Наша новая школа» я впервые составила слайд шоу «Праздник со слезами на глазах» о мероприятиях к 65-летию победы в ВО войне с использованием slide.com
Конечно рано хвастаться какими-то успехами, ведь свои знания я должна передать своим ученикам, научить их пользоваться интернет-сервисами в процессе своей учебной и познавательной деятельности. Есть огромное желание, преподав им азы работы с социальными сервисами, разработать и провести самостоятельный сетевой интернет-проект, пригласив для его участия учащихся из других школ.
Говоря о преимуществах использования социальных ресурсов сети Интернет, считаю необходимым назвать причины, которые препятствуют более широкому применению сервисов Web 2.0 в учебном процессе:
- низкое качество доступа в Интернет;
- недостаточное оснащение компьютерами учебных кабинетов по предметам;
- недостаточная готовность учителей к инновациям, низкая ИКТ-компетентность педагогов.
Последний аргумент самый главный из них. Я твёрдо убеждена, что всё зависит от самого учителя. Мои мысли перекликаются с мудростью, которая содержится в следующей притче. Однажды Ученик пришел к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом — вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?» В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!» — вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости», — изрек Учитель. Действительно, мудрец прав. Только желание учителя и его опыт работы в социальных сетях вооружит его не только дополнительными знаниями, но и даст инструменты, с помощью которых он эти знания будет продвигать среди своих учеников и учителей.
Чтобы заинтересовать коллег интернет-сервисами и побудить к их использованию в учебно-воспитательном процессе, необходимо популяризировать эти сервисы на всех крупных мероприятиях, проводимых среди педагогов: конференциях, мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации. Может быть, даже жёстко поставить условие: при прохождении аттестации продемонстрировать владение сервисами Web 2.0, хотя, в целом, я не сторонник принудительных мер. Как сказал Конфуций «Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».
|
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны "Попробуйте так!"
Здравствуйте,Надежда Александровна! Не могла найти ваше эссе.Подскажите где читать?
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны "Попробуйте так!"
Добрый день,Надежда Александровна! Вы правы ,знания мы должны передать своим ученикам, научить их пользоваться интернет-сервисами в процессе своей учебной и познавательной деятельности. Все зависит от учителя,будет он активизировать работу коллег или "закроет свои знания в сундучек".Я думаю,у нас в мастерской собрались творческие люди, читая эссе можно увидеть как работают коллеги.Ваш опыт проведения классного часа можно взять в свою копилку.
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны "Попробуйте так!"
Да, самое главное не прятать свои знания, а делиться ими. Если в системе образования будет больше компетентных педагогов, каждый из нас получит стимул для совершенствования своего мастерства.
С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны "Попробуйте так!"
Вы знаете, Надежда Александровна, какая мысль пришла мне в голову после того, как прочитала притчу, приведённую Вами в эссе? А что, если педагогов, которые не испытывают интереса к ИКТ поставить в ситуацию необходимости изучать эти сервисы?
Ведь, когда человек чему-то учится? Если есть желание (конечно, это лучший вариант!), либо, если есть условие выхода из определённой ситуации (примеров множество от Маугли и Робинзона до ... наших учеников, которые изучают многие предметы лишь для того, чтобы получить аттестат, не задумываясь о том, что эти знания - платформа их будущей жизни).
Так, может, и с учителями так поступить? Сделать такую ситуацию, в которой (хочешь-не хочешь) придётся влезать с головой в эти интернет-ресурсы? Пример? Да, хотя бы смотр-конкурс фрагментов уроков (всех!) в рамках одного учебного заведения. Для этого нужно твёрдое решение администрации, что такой конкурс нужен для повышения уровня преподавания в их школе. Тогда остается убедить только директоров и завучей школ. Это уже проще! А учителя, если хотят работать в этой школе, пойдут за своими руководителями. Или это будет насилие? Как Вы считаете?
С уважением, Л.Пятко.
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны
Юлия Николаевна, пока (из-за плохой связи!) пыталась отправить свой ответ Надежде Александровне, увидела (позже!) этот Ваш комментарий! Он - прямо ответ на мои мысли о принудительном смотре-конкурсе! Это - веяние времени. И если нет понимания снизу, должна быть жёсткая рука руководителя. По прошествии времени даже удивляешься, а разве могло быть иначе?
С уважением, Л.Пятко.
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны
Уважаемая Юлия Николаевна. Вы меня совершенно правильно поняли. Изучение сервисов в доровольно-принудительном порядке тоже вариант. Много педагогов в возрасте не спешат осваивать интернет ресурсы, а всё, что обяжет сделать администрация или региональная методическая служба, будет освоено. Так же как было с электронным портфолио. Нас обязали его оформить, иначе не пройдёшь аттестацию. Т.о. плохо или хорошо, но портфолио создали почти все педагоги, хоть и не идеальные. Главное, начало положено, а там- каждый доведёт его до совершенства.
С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны
Да, дорогие коллеги! Дошли мы, наконец, до чисто российских методов... Помните, как картошку внедряли.... А если серьёзно, то нам и этот путь подходит -- лишь бы дело с мёртвой точки сдвинулось. Мне кажется, что появятся и интерес, и желание, как только окунутся наши коллеги в море Интернета. С уважением, Валентина Саблина.
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны
Добрый день,Надежда Александровна!Внимательно прочитала Ваше эссе... Но ведь как сложно сегодня нашему УЧИТЕЛЮ освоить работу в интернете....учитывая,что доступ к сервису единичен!!!Вы правы: учитель справится со всеми трудностями!Да, и картошку мы освоили,и двойки мы научились ставить.. и настоящих отличников "выращиваем"...Неужели мы не освоим азы глобальной сети???ОСВОИМ!А мудрец Ваш прав!Желание учителя и мудрость его делают учителя ВЕЛИКИМ!
На: Эссе Сухоруковой Надежды Александровны
Анаида, а в чем сложности?Доступ в интернет - это условие, наличие которого вы решаете самостоятельно...И дольше строите свою индивидуальную траекторию по изучению интернет...Курсов масса ,сообществ - еще больше, в Открытом классе вы уже есть...Дальше - только интересно, никаких трудностей!!!