Размещено: Ирина Николаевна Скворцова - чт, 25/11/2010 - 16:45
История
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования –Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения зарубежом:University of South Africa,1946.FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть. В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х сталиМеждународная ассоциация "Знание"и ее коллективный членСовременная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В ХХI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевиденье. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он не находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций все более уверенно заявляет о себе. В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. Именно поэтому важно четко определиться с самого начала с понятиями. Что такое - дистанционное обучение?
Дистанционное обучение в образовании.
Если говорить о педагогическом аспекте проблемы, а именно она и представляется нам наиболее значимой при организации дистанционного обучения, акцент следует делать на слове "обучение".
Обучение в дидактике понимается как взаимодействие учителя и учащихся, деятельностей преподавания и учения. Это двуединый процесс. Образование – более широкое понятие, включающее в себя результат и процесс, систему обучения и самообразование. Процесс же обучения характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. Некоторые авторы (А.М.Бершадский, И.Г.Кревский) относят дистанционное обучение к методам обучения на том основании, что, как считают авторы, в дистанционное обучениеможно перенести элементы заочного обучения (пересылка заданий, пр.)
ПОЛАТ Е.С.докт.пед. наук, профессор Института общего среднего образования Российской Академии образования утверждает, что заочное обучение нельзя смешивать с дистанционным обучением хотя бы потому, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Автор рассматривает дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными.
Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Речь идет не о замене очного массового обучения дистанционным, а о другой форме обучения, которая может использоваться при определенных ситуациях. Это может быть базовый уровень или углубленный, углубленно-профильный или дополнительное образование. Обучение же по так называемой "индивидуальной траектории" (А.В.Хуторской) касается в большей мере дополнительного образования в достаточно специфичной форме. То же относится к разного рода олимпиадам, викторинам, конкурсам (Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С., Хуторской А.В., Васильева И.А.).
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента в дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой, кейс-технологией, пр.). Разумеется, если говорить о среднем образовании, то любая его форма должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все что с этим связано.
Полат Е.С. предлагаем следующие модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, как нам представляется, реализовать возможности Интернет-технологий:
Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.
Схема № 1.
Совершенно очевидно, что при внедрении в практику обучения в старших классах профильного обучения возможность создания фонда специализированных или профильных курсов по различным направлениям в рамках общеобразовательной программы школы. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения. Такие курсы можно было бы создавать на базе ресурсных центров (других школ, вузов, колледжей) и вести их могли бы преподаватели этих центров на основе интеграции с очной системой обучения указанных выше профилей. Причем разработка таких курсов могла бы вестись на корпоративных основах несколькими центрами, где имеются аналогичные или близкие по профилю направления. Соответственно можно было бы говорить и о создании информационно-предметной среды по данному профилю. Тогда и подготовка к единому государственному экзамена обрела бы более значимую мотивацию. Пока все эти идеи можно излагать лишь в сослагательном наклонении, поскольку никто ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов не имеет ясно выработанной в этом направлении позиции, тем более программы действий.
Схема № 2
Модель сетевого курса дистанционного обучения
Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.
Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).
Схема №3.
Интерактивное телевидение (Two-way TV).
Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса, о которой говорилось выше. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.
Схема №4.
Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста).
Дистанционного обучения иностранному языку.
К основным концептуальным положениям дистанционного обучения иностранному языку можно отнести: обязательная самостоятельная практика обучаемого в речевой деятельности; интерактивное взаимодействие обучаемого и педагога; эффективная обратная связь; использование разнообразных видов самостоятельной деятельности обучаемых с преимущественным использованием новых педагогических технологий. Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации подобной системы обучения являются: коммуникативность, сознательность, наглядность, принцип опоры на родной язык обучаемых, доступность, положительный эмоциональный фон.
Специфика предметной области также диктует свои направления разработки курсов, например, в области обучения иностранным языкам это могут быть курсы, предусматривающие:
обучение в рамках базового уровня школьников первому иностранному языку;
обучение в рамках базового уровня второму/ третьему иностранным языкам;
углубленному изучению иностранного языка;
обучению как всем видам речевой деятельности в комплексе, так и отдельным видам речевой деятельности и даже аспектам языка (чтению на разных уровнях обученности; говорению, письму, аудированию, грамматике, лексике, фонетике);
профильному обучению иностранному языку (деловой язык, диалекты, сленги, язык научных конференций, разговорный язык, язык художественной прозы/поэтический язык, пр.);
·культурологическим аспектам изучаемого иностранного языка (по различным аспектам страноведения, речевого этикета, культурного наследия и истории, пр.).