Submitted by Марина Павловна Баранова on чт, 25/11/2010 - 07:34
В.К.Арсеньев – мастер художественного слова.
(В мастерской писателя)
Цели:
• показать учащимся сложность и напряжённость писательского труда и отношение Арсеньева к творческому процессу;
• раскрыть роль языковых средств, пути их отбора для создания художественного образа, детали;
• формировать читательский вкус, чувство языка, развивать навыки аналитической работы с текстом.
Оборудование:
портрет В.К.Арсеньева;
выставка книг писателя;
ЦОРы, подготовленные учителем (если на уроке нет возможности использовать медиаоборудование, материалы могут быть заменены плакатами, распечатанными заранее) (приложение 1);
карта Дальнего Востока;
дидактические материалы (приложение 2);
таблица-хронология жизни Арсеньева;
детские иллюстрации к произведениям Арсеньева;
хрестоматия по дальневосточной литературе. 7 кл., автор-составитель Г.В.Гузенко. – Хабаровск. – 1997.
Ход урока:
На начало урока на доске Smart на листе №1 написана тема урока (шторкой закрыты слова «мастер художественного слова») и два эпиграфа (слова М.Горького и В.К. Арсеньева).
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель: Ребята! У вас уже есть представление о жизненном пути и подвижнической деятельности дальневосточного учёного-исследователя и писателя В.К.Арсеньева. Вы уже познакомились с его другом, проводником по Уссурийской тайге и героем одноимённой повести, Дерсу Узала.
Сегодня мы побываем в рабочем кабинете, своеобразной творческой мастерской писателя, и представим, опираясь на сведения из дневников Арсеньева, знакомясь с отзывами о его творчестве, читая фрагменты художественных произведений, каким был и что значил для писателя процесс создания рукописи, книги и какими особенностями отличаются его произведения от книг других писателей.
2. Беседа.
Учитель: Вспомним,
что предшествовало появлению книг Арсеньева? (Длительные экспедиции. «Первое моё путешествие длилось 180 дней, второе – 210 суток и последнее, третье, - 19 месяцев».)
В какие районы осуществлялись экспедиции?
На доске Smart на 2 листе блокнота находится карта маршрутов В.К.Арсеньева по Дальнему Востоку. Отвечающий на вопрос цветными маркерами обозначает на карте маршруты экспедиций разных лет.
На какой территории происходит большинство описываемых событий? (В тайге Сихотэ-Алиня).
На доске Smart на 3 листе блокнота находится физическая карта Хабаровского края. Ученик обозначает «волшебным пером на карте район Сихотэ-Алиня.
Что давали Арсеньеву-писателю знания и опыт Арсеньева-учёного? (Личные ощущения, знание деталей, тонкостей животного мира, природы).
Вывод (делает учитель): Как для любого писателя, для Арсеньева важны были личные наблюдения, знание того материала, который он излагал.
3. Роль пейзажа в художественном произведении.
Учитель: И до, и после Владимира Клавдиевича многие писатели обращались к изображению природы, но задачи у всех были разные.
Вспомним, какую роль описание природы может играть в художественном произведении.
В ходе беседы с классом делаются записи в тетради и учителем на доске Smart на 3-м листе Блокнота , устно приводятся примеры.
1. Природа – фон. Природа – одно из главных
2. Природа – символ, предвестник событий. + действующих лиц. (У Арсеньева)
3. Природа – средство постижения
внутреннего мира человека.
Учитель: Все книги писателя Арсеньева о природе [выставка книг у доски на стенде], и она в них наравне с людьми - активный действующий персонаж.
4. Беседа.
а) Какая книга В.К.Арсеньева и когда была опубликована первой?
(В 1921 году писатель-краевед опубликовал книгу «По Уссурийскому краю», через 2 года издал её продолжение – повесть «Дерсу Узала», а в 1925 году, объединив обе части, издал сборник «В дебрях Уссурийского края»).
[Учитель обращает внимание учащихся на книги выставки у доски на стенде, если в школе книг нет, используется лист Блокнота №5]
б) М. Горький, прочитав эти произведения, писал автору книг о Дальневосточном крае: «Книгу Вашу я читал с великим наслаждением, не говоря о её научной ценности, конечно, несомненной и крупной, я увлечён и очарован её изобразительной силой…»
[Высказывание М.Горького выведено на доску Smart в Блокноте на листе №6]
После этого книги В.К. Арсеньева обошли практически весь мир. Только повесть «Дерсу Узала» выдержала с 1934 по 1984 год 70 переизданий: 27 на русском языке, 5 на немецком, 4 на венгерском и по три переиздания на украинском, чешском, английском, польском и словацком языках.
В 20-е гг. по повести создан документальный фильм, а в 70-е гг. японский режиссёр Акира Куросава снял художественный фильм, удостоенный самой престижной международной кинематографической премии «Оскар». Совершенный литературно-художественный материал стал основой выдающегося кинофильма.
в) В произведениях Арсеньева подчёркнуты
многообразие и напряжённость жизни в тайге,
драматичность событий, происходящих под её покровом, и эти картины сопровождаются
комментариями автора,
описанием его ощущений от пребывания в дебрях Дальневосточного края,
изображением реальных людей, сопровождавших В.К. Арсеньева в его путешествиях.
г) Каждое произведение В.К.Арсеньева (указание на выставку книг) написано языком человека наблюдательного, обладающего научными познаниями, отлично владеющего словом. В этом мы сегодня ещё не раз убедимся.
Вы знаете, что Арсеньев писателем стал не сразу. Его путь к писательской деятельности лежал от детского желания посетить восток России, Приморье, Приамурье, познакомиться с неизведанной природой далёкого края, через военную службу и исследовательскую деятельность учёного.
На протяжении всего этого пути спутником Владимира Клавдиевича была литература.
Он знал и любил русских писателей. Работе над языком он учился у классиков русской литературы. Особенно он присматривался к приемам изображения пейзажей у таких мастеров художественного слова, как И.А.Гончаров, М.М.Пришвин, И.С.Тургенев. В архиве Арсеньева сохранилось много выписок из произведений этих писателей. Описание восхода и захода солнца, грозы, весны, осени, половодья – все привлекало его внимание.
5. Практическая работа в группах с фрагментами художественных текстов. (См. приложение 2).
Учитель: Возьмите листы с заданием. (Перед прочтением текстов предложить учащимся записать слова, которыми они могут передать впечатления, ощущения, испытываемые во время чтения) Задание 1:
Нужно сравнить фрагменты из произведений И.С.Тургенева и В.К.Арсеньева.
В результате работы в группах каждой из них делается вывод об отличительных особенностях текстов Арсеньева и выводы фиксируются скриншотом и выносятся на рабочий стол учителя. Учитель проверяет ответы групп, характеризует их полноту и правильность. На доске Smart в Блокноте на листе №7 открывает верные ответы. Учащиеся сверяют свою работу с записями на доске Smart, анализируя свою работу, и рефлектируют, оформляя записи в тетради:
Отличия:
лаконизм;
сдержанное употребление тропов (олицетворение, эпитет);
соединение черт художественного и научного описания животного мира;
присутствие рассказчика (лиризм).
Учитель: О чём говорит факт сходства темы и типа речи в текстах, но отличия в средствах создания картин пейзажей? (Арсеньев не подражал классикам, а развивал традиции в изображении пейзажа, дополнял их, совмещая художественность, лиризм и черты научного описания).
Вдумчивый анализ творческих приемов классиков в сочетании с собственными наблюдениями за многообразными явлениями природы позволили Арсеньеву стать выдающимся мастером дальневосточного пейзажа, резко отличного от пейзажа средней полосы России.
Соединение художественного описания и научных сведений о предмете можно увидеть в характеристике корня женьшеня.
Задание 2.
Прочитайте два текста в таблице и определите, в какой из колонок художественное описание, а в какой – научные сведения?
Задание №2 выведено на доске Smart на лист Блокнота №8.
6. Беседа с использованием выписок из дневников В.К.Арсеньева.
Учитель: Ребята! Какими качествами должен обладать человек, чтобы увидеть в корне осьминога, или вообразить под деревом эльфа, или вспомнить легенду о происхождении женьшеня?
(Наблюдательность, развитая фантазия, эрудиция, способность ассоциировать, глубоко чувствовать, оригинальность мышления интерес к культуре местных народов, знание их традиций и т.д.).
Давайте отвлечёмся от заданий. Послушайте мысли Арсеньева о том, как можно создать произведение, достойное внимания читателя. Я процитирую выдержки из дневников писателя.
[Цитаты выведены на доске Smart в листе Блокнота №9, зачитываются и комментируются].
«Писать надо интересно и ясно, чтобы каждый хотел тебя понять и
«Без мыслей, чувств, наблюдений не написать правды».
«Учи русский язык и учи природу».
Обратим внимание на эпиграф к уроку «красота – в правде».
Возвращаемся к листу №1 Блокнота на доске Smart.
(Во время беседы учащиеся отмечают, что правдивость в литературе – это реализм, а красота – образы, созданные с помощью художественно-изобразительных средств).
7. Практическая работа с фрагментами текстов. (См. приложение 2).
Образы, нарисованные Арсеньевым, не только создают живые и реальные картины, но и помогают услышать, увидеть и представить себя участником событий, которые они происходят.
Посмотрим, какими ещё средствами (лексическими, синтаксическими и другими) создаётся такой эффект.
Задание 3.
Прочитать задания.
Учитель читает текст об орланах, ученик – текст о муравьях.
Выполнение заданий.
Каким способом автором создаётся динамическая, подвижная картина в описании поединка орланов? ( Градация – в начале описания. Глаголы совершенного вида). [На обороте доски, или на плакате, или на слайде – определение термина градация].
Вывод. Из приведённых примеров ясно, какое важное значение писатель придавал языку художественного произведения, и не вызывает сомнения, что работал он над текстом произведения кропотливо, взвешивая каждое слово, выбирая оптимальный вариант возможной фразы.
Ещё один пример. «Трава колыхалась и волновалась, как море…». [Запись на обороте доски или слайд.]. Почему перед сравнением писатель выбрал именно глагол «волновалась». (На море волны. Волновалась, как море – семантическое единство).
8. Творческая работа.
А теперь представим себя на месте писателя, в его рабочем кабинете. (Рассказ ученика о кабинете ученого и писателя; слайд с изображением кабинета или иллюстрация, помещаемая на доске, после описания интерьера).
Задание 4. (Приложение 2)
Вам нужно нарисовать словами переменчивый образ неба над горами.
Проверка. Учебник, стр. 69, 5 строка сверху. (Еще утром на перевале красовалось облако тумана. Теперь вместо него через хребет ползли тяжелые тучи).
Выводы.
Итак, подошла к завершению наша очередная встреча с творчеством В.К.Арсеньева. На предыдущих уроках мы познакомились с биографией, научной деятельностью и творческой судьбой писателя. Встретились с участниками его экспедиции по Уссурийской тайге. А сегодня сами побывали в роли исследователей языка художественных произведений писателя, и, наверное, каждый для себя сделал, хотя бы одно, открытие.
А все вместе мы совершим ещё одно открытие – откроем слова в теме нашего занятия. Давайте озаглавим нашу беседу. Кто же Арсеньев в смысле владения языком?
Арсеньев – мастер художественного слова. Особенности стиля Арсеньева - писателя:
o соединение черт художественного и научного описания;
o изображение природы как полноправного активного действующего лица наряду с людьми;
o мастерское использование тропов, среди которых приём олицетворения наиболее часто употребляемый;
o точность описания образов, для чего важную роль играет художественная деталь;
o неизменность места действия описываемых событий (Уссурийская тайга, Сихотэ-Алинь);
o психологизм создания художественных образов;
o лаконизм повествования;
o лиризм.
[Слайд или плакат].
Давайте обратим внимание на эпиграф к уроку и подумаем, почему писатель с мировым именем Максим Горький сказал о книгах своего современника, учёного-исследователя, писателя-путешественника, писателя-краеведа, что они «прекрасное чтение для молодёжи, которая должна знать свою страну». (Делается вывод на основании ответов учащихся:
показывают разнообразие и красоту дальневосточного края ,
ставят проблемы, связанные с взаимоотношением природы и человека,
развивают патриотические чувства, имеют патриотическое значение.)