Предмет: Русский язык
Класс: V
Тема: «Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-»
Оснащение: Интерактивная доска, на которой записаны: 1) Дата, 2) Слова: «Тема: … », «Цели урока: 1. Познакомиться с … 2. Учиться (чему?)…»; 3) Предложения:
Сияет свет звезды.
Ученик проверил изложение.
Путешественники обошли заросли растений.
I. Организационный момент.
II. Мобилизующий этап (учитель даёт установку учащимся, что формулировка темы и целей урока будет определена учениками).
III. Переход к оперативным действиям с использованием исследовательских методов:
- Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите в них общее, опираясь на вопросы в карте-информаторе. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.
(Используется карта-информатор – выдаётся каждому ученику)
- Все предложения простые, в каждом из них имеется по одной основе.
- Все предложения повествовательные, так как в них о чём-либо сообщается, и они произносятся с ровной, спокойной интонацией.
- Все предложения распространённые, потому что, кроме главных членов, в них есть второстепенные.
- Все второстепенные члены предложения являются дополнениями.
- Выделите корни в словах, являющихся дополнениями.
- В слове звезды корень звезд-. В слове изложение корень -лож-. В слове заросли корень -рос-. В слове растений корень раст-.
(На доске выделить в указанных словах корни).
- Дайте определение корня слова. (Учащиеся дают определение корня слова).
- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырёх слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- В слове звезды есть проверяемая гласная е в корне. Проверочное слово звёзды. В корне -лож- слова изложение пишется безударная гласная о, так как после корня нет суффикса а. С правописание гласных о – а в корне раст- – рос- мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока: «Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-».
(Записать на доске сформулированную учащимися тему урока: Тема: «Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-».
Класс приступает к формулированию цели урока).
- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.
(На доске запись: Цель урока: 1) Познакомиться с … 2) Учиться … )
- Цель нашего урока: познакомиться с правописанием гласных О – А в корне РАСТ- – РОС-; учиться писать слова с данными корнями.
(Записать цели урока на доске)
IV. Объяснение нового материала (рассуждение-поиск). На доске оформлена таблица:
- Прочитайте слова, написанные в первых трёх столбиках таблицы.
- Выделите в данных словах корень.
(На доске выделить корни слов).
- Скажите, перед какими буквами в корне раст- – рос- пишется безударная гласная а, а перед какими – о.
- В корне раст- – рос- безударная гласная а пишется перед ст, щ. Перед с пишется безударная гласная о.
- Какие слова являются исключениями?
- Исключениями являются слова росток, отрасль, в которых перед ст пишется о, а перед с – а.
- Сформулируйте правило правописания безударных гласных о – а в корне раст- – рос- полностью.
- В корне раст- – рос- безударная гласная а пишется перед ст, щ. Перед с пишется безударная гласная о. Исключения: росток, отрасль, в которых перед ст пишется о, а перед с – а.
(На доске показать слайд «Правило правописания безударных гласных о – а в корне раст- – рос-).V. Закрепление.
Задание 1. На доске оформлена запись.
1) Любит растения, …
2) Уютно расположиться, …
3) Молодой месяц, …
Для справок: золотые руки, рубит заросли, полосатые брюки, видит росток, тихо излагать, смело предположить.
- Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней задание. Не забывайте о теме урока. Выполните упражнение (комментированное письмо).
(Учащиеся по цепочке выполняют упражнение у доски).
- Надо написать три ряда словосочетаний, используя слова для справок.
- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
- Словосочетания надо подобрать по двум признакам: составу словосочетания и имеющейся в корнях орфограмме.
- Какие словосочетания можно включить в первый ряд и почему?
- В первый ряд можно включить следующие словосочетания: рубит заросли, видит росток. Они состоят из глагола и существительного. В одном из слов каждого словосочетания имеется безударная гласная в корне раст- – рос-. В слове растения пишется безударная гласная а, она находится перед ст. В слове заросли пишется безударная гласная о, так как она стоит перед с. В слове росток перед ст пишется безударная гласная о. это слово-исключение.
Аналогичным образом проводится работа с остальными рядами словосочетаний.
Задание № 2.
Задание № 3.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.