Submitted by Ирина Викторовна Страшкова on Wed, 24/11/2010 - 19:31
Цель: познакомить с второстепенным членом предложения – обстоятельством
Задачи:
уметь находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи
знать, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член предложения и чем может быть выражен
развивать умение задавать от одного слова к другому смысловые вопросы с опорой на собственный языковой опыт
воспитывать внимательное отношение к слову
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
СЛАЙД 1. Ребята, откройте тетради и запишите дату, классная работа. Обратите внимание на число: назовите мне слова с проверяемой безударной гласной в корне слова (октября – октябрь, шестое – шесть). Назовите непроверяемые гласные и согласные, написание которых вы уже запомнили (октября, двадцать, классная). Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку и скажите, как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
«Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями собственной мысли» (учащиеся высказывают свое мнение)
II.Орфографическая минутка
СЛАЙД 2. Вновь познавательная страничка. Сегодня небольшая информационная справка о происхождении слова-наречия «начеку».
На каждом уроке затрагивается такой раздел языка, как лексика и фразеология (идет повторение изученного вIV классе).
III.Введение в новую тему (повторение пройденного материала на прошлых уроках)
СЛАЙД 3,4. Ребята, давайте с вами вспомним, какие члены предложения являются главными? Что значит распространённое предложение? Для чего нужны второстепенные члены предложения? Какие второстепенные члены предложения вы уже хорошо знаете? Это вы все уже усвоили на прошлых уроках.
СЛАЙД 5. Сегодня нам осталось более подробно познакомиться с последним второстепенным членом предложения – обстоятельством. Это будет целю нашего урока. Запишем тему урока в тетрадь. Обратите внимание на написание этого трудного слова, запомните.
В конце занятия вы должны будете точно знать, что обозначает этот член предложения, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен в предложении; уметь находить обстоятельство в предложении…
Делается акцент на тему урока, цель, задачи. В конце занятия мы вновь вернёмся к ним, посмотрим, выполнили мы намеченное.
IV.Работа над новой темой
СЛАЙД 6. Прочитайте предложения. В каком из них информация передана более точно? Почему? Может, вы вспомните, из какого произведения взяты эти строки? Добавлю лишь, что принца зовут Эрик, когда началась буря, то его выбросило за борт.
(ребята отвечают: Г.Х.Андерсен «Русалочка»)
Можно понять, на сколько ребята знакомы с литературными произведениямиIV класса. Далее ребята выполняют в тетрадях (а один человек у доски) полный анализ предложения. По мере выполнения «раскрывается» схема и на слайде.
СЛАЙД 7. Сформулируйте теперь сами полностью правило, используя алгоритм.
(Учащиеся делали это и раньше, когда проходили дополнение, определение. Алгоритм им уже знаком. Остается только правильно его применить. Развивается речь.)
СЛАЙД 8. А теперь проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод? Читаем правило на стр. 76. Что-то нового узнали? Предлагаю то же правило, но в стихах, может кому-то так легче будет запомнить вопросы, на которые отвечает обстоятельство.
Работаем с учебником. Выполняем упражнение 184. Разбираем по членам предложения, указываем, на какой вопрос отвечает обстоятельство, к какому слову относится (7-8 мин)
V.Физкульминутка
СЛАЙД 9. Проговорить скороговорки (по рядам)
Смена деятельности. Скороговорки всегда вызывают бурю эмоций, поднимают хорошее настроение у ребят, потому что не всегда всем удается четко их проговорить. С помощь скороговорок можно добиться успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Упражнение дикции помогает развитию речи.
VI.Закрепление новых знаний и способов деятельности
СЛАЙД 10,11. Устное задание для класса. Замените вопросы подходящими по смыслу словами. Выпишите словосочетание сказуемое + обстоятельство.
Важно, чтобы ребята не только умели задавать вопросы к второстепенным членам предложения, но и могли по вопросу находить нужное слово. Отрабатывается умение находить обстоятельство в предложении.
VII. Рефлексия
СЛАЙД 12.
Какие задачи мы ставили в начале урока?
Удалось ли решить их?
В чем затруднялись?
Оцените свою работу на уроке: кто считает, что усвоил материал хорошо – громко аплодируем себе; кто считает, что усвоил материал частично – топаем ногами.
Выставляю оценки за урок.
VIII. Домашнее задание
СЛАЙД 13.
Правило в учебнике выучить + тетрадь
Упр. 188
Выписать 2 пословицы, где есть обстоятельство
Тест №4 (по книге Е.М.Сергеевой «Тесты») – у каждого на руках
На: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
С уважением, Антонина Александровна
На: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Ирина Викторовна, спасибо за материал. Подкупило то, что есть алгоритм, рефлексия в конце урока. Успехов Вам в дальнейшем!