Проект «Дом, в котором я живу» предназначен для работы экологического объединения или кружка с учащимися 9-11 классов. В нём также охотно участвуют восьмиклассники, которые интересуются историей родного села. Итоги работы над проектом выносятся на школьную научно-практическую конференцию учащихся. Материалы проекта по каждой теме можно объединить общей презентацией.
Цели проекта:
• Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, творческого мышления, навыков работы в команде.
• Развитие чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности при изучении экологии.
Дидактические задачи:
• Научить самостоятельной работе с различными источниками информации;
• Создать условия для осознания влияния человека на окружающую среду;
• Научить анализировать взаимоотношения между организмами в биоценозе.
• Формировать у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической деятельности;
•Развивать коммуникативные, исследовательские умения; вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей любви к окружающей природе.
В ходе разработки этого проекта ученики самостоятельно изучают необходимый материал по теме, создают: презентацию «Живой ключ», пишут сочинения о родниках, рукописную книга «Комплексное географическое описание села Покровки», проводят социологическое исследование «Отношение к проблемам экологии жителей села Покровка». Защищают свои работы публично.
Сроки выполнения проекта – в течение учебного года.
Ход работы над проектом
1. Выбор темы проекта.
Формулировка темы и содержание проекта предполагает:
• интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
• практическую ориентацию целей, задач и содержания работы,
• предметно- объективный принцип исследования,
• практическую значимость результатов проекта.
II. Этапы организации проектной деятельности их содержание.
1. Подготовительный этап:
• формулировка темы и ее осмысление;
• формулировка проектного задания и анализ его содержания;
• постановка проблемы через противоречие;
• установление мотивации к действию;
• выявление объекта и предмета исследования;
• формулировка гипотезы исследования.
2. Этап планирования:
• определение направлений работы для реализации проектной задачи;
• составление программы проектной деятельности;
• определение источников информации и способов ее сбора;
• определение методов исследования в базовых группах (парах) по отдельным направлениям;
• определение способов представления результатов (формы отчета): а) базовых групп, б) коллектива проектантов — исследователей в целом;
• установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности.
3. Этап исследования (экспериментальный).
Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: интервью, опроса, наблюдения, эксперимента; анализа литературы, статистических и опытных данных и т.д. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:
• поисковая и исследовательская работа в базовых группах экспертов по выбранным направлениям;
• сбор информации микрогруппами или парами;
• решение промежуточных задач в группах экспертов.
4. Результативно – аналитический этап:
• обмен информацией между базовыми группами экспертов;
• анализ собранной информации;
• формулирование промежуточных выводов;
• постановка новых проблем, возникших по ходу выполнения проекта;
• продолжение работы в укрупненных базовых группах иного состава по завершению сбора информации для выполнения проектного задания;
• формулировка итоговых выводов и их аргументация.
5. Отчетно-презентационный этап:
• обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;
• распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;
• выполнение отчета;
• презентация результатов проекта.
6. Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности:
• коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;
• обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?
• оценка проектной деятельности учащихся учителем.
III. Особенности презентации и оценивания результатов проекта и проектной деятельности.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудио-визуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
Работа над проектом заканчивается коллективным обсуждением и оцениванием результатов. При этом необходимо опираться на основные элементы проектной работы, качество основного продукта и качество процесса работы. Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость групп и отдельных учащихся, логика построения и реализации программы проекта и исследовательских программ групп экспертов, качество использования источников информации и их интерпретации, корректность выводов, эффектность презентации результатов, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.
Участвуя в этом проекте учащиеся могут:
• Показать свои знания и способности, выполняя творческие задания;
• Проявить своё отношение к проблемам экологии;
• Научиться самостоятельно работать с различными источниками информации,
с обязательной презентации результатов работы.
Предполагается, что в ходе проектной деятельности должно происходить соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности.
При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка — его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы подпроекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.
Как итог проводится научно-практическая конференция экологического объединения.
Разработка научно-практической конференции
I.Организационный момент (3 мин)
Учитель. Добрый день! В нашу школу пришло необычное письмо. Из него мы узнали, что живем в замечательном месте. И нам предлагается принять в стенах нашей школы участников международной научно-практической конференции, которые вместе с вами хотели бы обсудить проблемы экологии сельской местности на примере нашего села.
Участник. Здравствуйте хозяева и гости! Мы сегодня собрались обсудить важнейшую проблему современности. В результате работы мы должны доказать уникальность любого уголка нашей страны. И сделать мы это должны на примере села Покровки, Новосергиевского района, Оренбургской области.
Итак, у нас работают следующие специалисты:
Гидрологи – изучившие родник;
Географы – составившие комплексное описание нашего села;
Социологи – изучившие отношение жителей села к проблемам экологии:
Журналисты - которые представят отчет о нашей конференции, в школьную газету.
II. Выступление участников:
1. Гидрологи – составляли паспорт родника Монаховой горы. Отчет в виде презентации (привожу фрагмент). Представление исследовательской работы «Живительный ключ».
2.Выступление журналистов:
Они отразили своё отношение к родникам в сочинениях:
СОЧИНЕНИЕ на тему: «РОДНИКИ»
Архипова Екатерина
Всё на свете отражает…
Напоит и освежит.
И всё время убегает,
Да никак не убежит.
На поверхности земли часто встречаются разные по величине углубления. Они бывают постоянно или временно заполнены водой. Они на Земле разные: родники, ручьи, реки, озера, моря, океаны.
Место, где из-под земли выходит вода называется родник. Вода может выходить из-под земли спокойно, а может бить фонтаном. В таких случаях говорят: «Вода бьет ключом!» Родник, ключ - это разные названия источников. Вода в них, как правило, чистая, прозрачная, холодная. В разных местах нашей страны много источников. В отдельных районах родники снабжают питьевой водой большие населенные пункты. В нашем селе тоже есть родник. Он сам по себе маленький и почти незаметный, но, сколько душевного спокойствия и радости приносит он людям, которые его посещают. Ведь наблюдая за этим чудом, забываешь обо всех проблемах и горестях. Возле родника люди поистине могут отдохнуть душой. Можно испить живые воды этого дара природы. После такого наслаждения долго не чувствуешь ни усталости, ни тревоги в душе. Люди рассказывают, что у родников есть божий дар и чувство справедливости. Родниковые воды могут помочь больным людям. А еще я слышала, что родниковые воды могут не только вылечить, но и поставить на ноги человека прикованного к инвалидному креслу. А так же родник может спрятаться от людей, пришедших к нему со злыми помыслами. Поэтому люди бережно относятся к источникам. Часто родничок обсаживают деревьями и кустарниками, чтобы не пересыхал он в летнюю жару. Иногда вокруг родничка делают деревянный сруб, ставят скамейку. Получается хорошее место для отдыха. У таких родников уставший турист утолит жажду, найдет прохладу и тень от палящего солнца. Все родники в нашей стране охраняются. И все же есть нерадивые люди, которые бросают в родники бумажки, консервные банки, и другой мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Даже просто сидеть около него неприятно. Так давайте не будем загрязнять, и разрушать дары природы. Представьте хоть на миг, что будет, если пропадут все родники. Ведь от них зависят жизни всего человечества. Задумайтесь об этом и сделайте свои выводы!!!
Сочинение по экологии на тему: «Родники»
Бельдина Екатерина
Испокон веку вода в родниках считалась святой и целебной. Почти во всех сказках и притчах родник святое неприкосновенное место. А все почему? Потому что в родниках и раньше и сейчас самая чистая вода. Это происходит из—за того, что родники находятся глубоко под землей. И когда они выходят наружу, то проходят множество естественных фильтров. Вода - самое распространенное на Земле вещество. Соленая вода используется людьми очень мало, а пресная вода, добытая благодаря атмосферным осадкам и ледникам, находится в очень малом количестве. Родник был и остается одним из источников пресной воды. Но родников очень мало и на всех, естественно не хватит. Родники - это достопримечательность села, деревни, того места, где они находятся. В моем селе есть родник. У этого родника очень богатая история. Родник изливается из-под Монаховой горы. Вокруг родника лес и воздух очень чистый. Как ни печально, таких настоящих чистых родников все меньше. Как ни странно, все люди любят отдыхать красиво. Но, уезжая из красивых мест, больше половины оставляют «красивый» мусор после себя. А потом все удивляются, почему у нас такая плохая экологическая обстановка? И возникает извечный вопрос: «Что делать?» Но что—то все—таки делается. Лично мне хочется, чтобы хотя бы наш родник оставался экологически чистым и красивым.
Родина Александра сочинение «Родник»
Рядом с горки новичок - чистый добрый родничок:
из земли пробился, как сердечко бьется.
Ты в жару напился, и другой напьется.
В жизни каждого человека, особенно деревенского, встречается много небольших углублений с журчащей, прохладной водой. Это родники. Многие, живущие даже рядом с родниками, не замечают и даже не знают об их существовании. Поэтому родники, чаще всего находятся в лесах, где украшают своим видом природу и доставляют всем животным удовольствие. Сейчас люди безалаберно относятся к природе, в том числе и к родникам. Мы загрязняем их, выбрасывая различный мусор. После походов многие не убирают за собой мусор. А ведь от этого загрязнения страдает нетолько природа, но и сам человек. Загрязняют природу все, а отчищают несколько человек из 10. Родник-это удивительное явление природы. За ним так и хочется наблюдать. Родник всегда поможет путнику удалить жажду и освежится.
Родники - это естественные выходы подземных вод представляют собой грунтовые колодцы. Источники образуются в результате пересечения водоносного грунта с поверхностью рельефа, при наличии благоприятных геологических условий. Наибольшее количество родников наблюдается в горных областях. В соответствии с тремя основными типами подземных вод. Выделяют 3 основных типа вод: 1.источники, питающиеся верховодкой;2. источники грунтовых вод;3.Артезиаские источники.
Источники приурочены к пористым породам, распределены более или менее равномерно в местах выхода водоносного грунта. Температура воды в роднике зависит от глубины подъема, характера подводящих каналов, географического положения выхода воды, а также от температурного режима, в котором заключены подземные воды. В области вечной мерзлоты источники с весьма жуткой температурой в областях молодого вулкана и близкого залегания еще не в полнее остывших изверженных пород встречаются горячие. Химический и газовый состав вод весьма разнообразен. Принято считать границей между пресными и минеральными водами миниралицированые воды.
Различаются главные выходы воды и второстепенные, представляющие боковые ответвления главных выходов подземных вод. Во многих случаях наблюдается скопление нескольких источников в одной местности, причем некоторые из них могут быть термальными, минеральными и другие – пресные и холодные. Все крупные родники находятся под охраной государства. Не нужно загрязнять и устранять, нужно очищать, оберегать и защищать их. Даже из самого плохого родника можно сделать очень красивый и хороший источник. И в свою очередь он отплатит вам добром и утолит вашу жажду.
3.Слово представляется географам: Они работали над комплексным географическим описанием села Покровки. (Фрагмент презентации)
4. Слово представляется социологам:
Учитель. Работа проделана большая, а теперь слово за гостями и журналистами. Ваши вопросы участникам – исследователям.
Рефлексия деятельности участников проекта
Подведении итогов группы участники сами оценивают свою работу и работу своих товарищей. Оцениваются выступление и участие в дискуссии, умение выбрать главное, задать вопрос и ответить на вопрос. Выполненные работы оценивает каждый ученик по заранее разработанным критериям.
Что я узнал…..? Что я понял…..? Мне понравилось……? (обсуждение ответов)
Учитель. Мы доказали с вами уникальность нашей местности и нашего села. Представили свои работы, получили оценку. Спасибо и гостям, и хозяевам!