Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков.
Ход урока.
Перед началом урока учащиеся класса разделяются на группы. В каждой группе определяется командир. После чего учитель выводит учащихся во двор школы, парк или лесную зону. 1 этап. Общий
Учитель предлагает учащимся взять компас и внимательно рассмотреть шкалу, положение магнитной стрелки. Каждый ученик должен увидеть на шкале обозначения «север, юг, запад, восток» и соответствующие им величину градуса. Затем учитель предлагает, положив компас горизонтально, понаблюдать за тем, как ведёт себя магнитная стрелка.
Учащиеся отмечают, что стрелка компаса устанавливается в определённом положении и не отклоняется.
(здесь учитель может включить объяснение связи между положением стрелки компаса и магнитными свойствами Земли ).
После чего учитель просит ребят ориентировать компас таким образом, чтобы северный конец стрелки совпадал с буквой «С» на шкале компаса.
Вопрос к учащимся «Что такое азимут» ?
Ответ учащихся : «Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
Затем каждый кладёт тонкую палочку по направлению от центра компаса к указанному предмету. Отсчитывают от тёмного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
2 этап. Работа в группах.
Каждая группа получает задание №1.
Пример : определить азимут на дерево, тропинку, изгиб реки.
Варианты заданий могут быть разные в зависимости от характера местности.
Ребята работают в группах самостоятельно, по окончании выполнения задания командир группы демонстрирует ответ.
Задание № 2.
Каждой группе осмотреться на местности и найти как можно больше признаков, которые указывают на положение север, юг, запад, восток. ( мох на девере, растёт с северной стороны, широкая часть кроны дерева указывает на юг, муравейник всегда с южной стороны, солнце «садится» на западе, а восходит в восточной части горизонта , ягода краснеет с южной стороны и т.д.)
Задание № 3.
Каждая группа должна « войти» в лес и вернуться обратно. Для этого команда выбирает маршрут, определяет азимут и, используя местные признаки в ориентировании, начинает движение .Участники должны вернуться обратно в пункт отправления, при этом определив азимут которому будут следовать.
Точка расхождения определяется учителем. И, после выполнения задания, все группы сходятся. Командир группы объясняет, как ориентировались на маршруте.
Домашнее задание: В параграфе № 6 выполнить задание № 3.