Внеклассное занятие для учащихся 3-4 классов «Турнир знатоков»
Цель:развитие интеллектуальных , творческих способностей и возможностей детей.
Задачи:
- развитие скорости и глубины мышления ;
- обучение поиску рационального решения задач;
- формирование навыков работы в коллективе, коммуникативных навыков;
- воспитание активной жизненной позиции.
Участники-2 команды «Аз» и «Буки»
Судейская бригада - старшеклассники /для каждой команды заготовлены задания на индивидуальных карточках./ Для болельщиков задания проецируются на экране .После каждого этапа подводятся итоги.
Состязание 1.
«Отгадай загадки»
Загадки читаются ведущим, а команды дают ответ поочерёдно.
Ничего не болит, а всё стонет.(свинья)
Ползун ползёт. Иголки везёт.(ёж)
С бородой родится, никто не дивится(козёл)
Четыре четырки, две растопырки, один вертун(корова)
Не пахарь, не кузнец,
Не плотник,
А первый на селе работник.(лошадь)
Не ездок , а со шпорами,
Не сторож , а всех будит (петух)
Бежит Наташка в семидесяти рубашках.
Ветер дунет-
Тело голо.(курица)
Спереди шильце, сзади вильце,
С исподи полотенце.(ласточка)
Не зверь, не птица, в носу спица.
Летит- кричит, сядет-молчит.
Кто его убьёт, свою кровь прольёт(комар)
В лесу котелок кипит, кипит,
А укипи нет.(муравейник)
Без нитки , без спицы
Вяжут вязеницы.(Пчёлы в улье.)
Крылья есть , да не летает,
Ног нет,да не догонишь.
Идёт в баню чёрный ,
А выходит красный.(Рак)
С зарёй родился.
Чем больше рос,
Тем меньше становился.(День)
Через речку лёг,
Пробежать помог(мост)
Бьют его рукой и палкой ,
Никому его не жалко.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут.(мяч)
Любит мыться и купаться ,
Но глядишь стал уменьшаться.(Кусок мыла)
Без чего хлеб не печёшь?( без корки)
Как можно пронести воду в решете?(заморозить)
Зубастые, а не кусаются(Грабли)
Что принадлежит только тебе,
А употребляется чаще другими, чем тобой.(имя)
Состязание 2
« Отгадай математические загадки».
1.Напиши девять цифр :1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Не меняя порядка цифр, поставь между ними плюсы и минусы ( всего три знака) , чтобы в результате получилось 100.
(123-45-67+89=100)
2.в комнате горело 7 свечей . Проходил мимо человек, потушил 2 свечи . сколько осталось?
(2, остальные сгорели).
3.В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя детьми , чтобы одно осталось в корзине?
-Если какое-либо слово от перестановки в нём букв образует другое слово, имеющее иной смысл, эти слова называются анаграммами.
Слова- анаграммы:
Липа- пила
Рамка- марка
Истец- ситец
Уклон- клоун
Насос- сосна
Среда- адрес
Ушат- туша
Гора- рога
Пони- пион
Рифма- фирма
Клапан- планка
Росинка- соринка
Подвода- водопад
Мошкара- ромашка
Валенки- великан
Палка- лапка
Арфа- фара
Оклад- лодка
Оплата- лопата
Киев- веки
Марш- шрам
Шпала- лапша
Дог- год
Кабан- банка
Маяк- ямка
Лакей- лейка
Часок- сачок
Каприз- приказ
Карета- ракета
Плюшка- шлюпка
Кочерга- кочегар
Стирка-старик
Волос- слово
Состязание5. «Отгадай ребусы»
Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков.
«Ребусная азбука».
1)Запятая- знак исключения крайней буквы слова.
2)Зачёркнутая буква возле рисунка ( чаще всего над ним )-указание, что эту букву из названия нужно исключить.
3)Если какой-нибудь рисунок ребуса перевёрнут «вверх ногами» , значит название рисунка нужно читать наоборот.
4)Если рисунки или , гораздо чаще, буквы расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает , что здесь нужно прибавить соответствующий предлог