Учитель:Вы, конечно же, догадались, что речь сегодня пойдет у нас на уроке об атмосфере. Внимание вопрос командам.
1.Дайте определение понятия «Атмосфера». Кто правильно даст ответ, тот наберет большее количество баллов.
Ответ:Атмосфера-это газовая оболочка (воздушная) Земли. Она удерживается силой притяжения Земли и совершает с ней совместное вращение.
2.Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?
Каково их соотношение? Заполнить таблицу.
Газы
Процент содержания в воздухе
Газы
Процент содержания в воздухе
азот
78 %
кислород
21%
Другие газы
1%
Ответ: Воздух это смесь газов, в которой больше всего азота -78%,
Кислорода - 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)
3. Постройте круговую диаграмму «Состав атмосферы», показав долю основных газов ( в %)
6.Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло. (Роса)
7.Выше леса, тоньше колоса (Дождь)
8.В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)
9.Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. (Дождь)
10.Шел да шел, да и в землю ушел. (Туман)
11.Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
12.Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)
13.С неба - звездой, в ладошку – водой. (Снег)
14.Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град).
15.Летом – молчит, лежит-молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)
16.Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая, вниз кидала-сыпала на поля – озерушки белый пух да перышки. (Туча).
Задание:
Какие приборы и механизмы используются для изучения атмосферы?
Выпишите номера приборов и механизмов, которые используют для изучения атмосферы.
1.Метеорологические станции;
2.Батискафы;
3.Радиозонды
4.Эхолоты,
5.Сейсмографы;
6.Искусственные спутники Земли;
7.Метеорологические ракеты;
8.Акваланги;
Ключ для проверки: 1,3,6,7.
Внимание «Черный ящик».
(подготовить приборы и картинки)
1.В черном ящике лежит прибор для измерения атмосферного давления. Как он называется? (Барометр) (показ из словарика Диск география 6 кл.)
2.Прибор для измерения количества выпадающих осадков? (Осадкомер)
(показ из словарика Диск география 6 кл.)
3.Прибор для измерения температуры воздуха? (Термометр)
4.Прибор для определения направления ветра? (Флюгер)
Учитель:
От чего зависит погода?
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы, температуры.
Задание:
1.Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:
1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +7° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: 18° С
19 часов вечера + 12° С
22 часа вечера +10° С
( Сумму этих температур делим на число измерений: 94:8=11° С
Задание:
Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте на листочках график годового изменения средних температур для нашей местности.
месяц
Я
Ф
М
А
М
И
И
А
С
О
Н
Д
температура
-13
-17
-8
+3
+9
+14
+15
+16
+13
+3
-9
-16
Выдается таблица и листы для построения графика, каждой команде.
Учитель :
Без рук, без ног,
А дерево гнет?
Что это такое? Правильно – ветер. Предлагаю провести игру «флюгер», физкультминутка..
Игра «Флюгер»
В ней участвуют игроки команды, которые хорошо должны ориентироваться.
Ведущая: Ветер дует с севера ( учащиеся должны повернуться лицом к северу), ветер дует с юго-востока ( учащиеся поворачиваются на юго-восток), ураган- все учащиеся кружатся, штиль- все присели), ветер дует с юга – лицом на юг, юго-запада, северо-запада, северо-востока.
Учитель:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
А.С. Пушкин
Внимание вопрос:
1.Что называется ветром?
Ветер-движение воздуха в горизонтальном направлении.
2.Назовите главную причину образования ветра.
Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
Задание:
«В ритме солнца»
Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:
А)757 мм 764 мм
Б) 762 мм 760 мм
В) 771 мм 763 мм
Г) 520 мм766 мм
Ключ для проверки:
А) 757 мм 764 мм
Б) 762 мм 760 мм
В) 771 мм 763 мм
Г) 520 мм 766 мм
Задание:
Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным
С
В
Ю
З
С-В
Ю-В
Ю-З
С-З
5
2
3
0
4
3
1
6
Учитель:Будет новая игра-
Нелегкое задание.
За дело взяться вам пора
И проявит старание!
Задание:
«Решите задачу»
Альпинисты поднялись на высоту 4000 метров. Барометр показал давление воздуха на данной высоте, равное 450 мм. ртутного столба. Какое атмосферное давление было у подножия горы? Решение задачи и ответ запишите.
Ответ:
1)4000:10=400 (мм рт. ст.)
2)400+450=850 ( мм рт. ст)
3)Ответ: у подножия горы было 850 мм.
Учитель: Что такое атмосферные осадки?
Ответ: Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Задание:
«Составьте классификацию атмосферных осадков»
Ответ: атмосферные осадки
ТвердыеЖидкие
Гололед, снег, иней град. Дождь Роса
Задание:
«Составьте классификацию атмосферных осадков»
АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ
Задание:
Постройте диаграмму количества осадков в нашем селе
Учитель:Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.
Учитель: Подводит итоги урока, выставляет оценки, анализирует типичные ошибки, допущенные учениками. Благодарит за работу на уроке.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья, Обеспечивший успех!
Между заданиями возможно зачитывать материал из рубрики «Это интересно» Г.Н. Элькин «Физическая география» справочно-информационные материалы к урокам 6 класс Санкт-Петербург «Паритет» 2003 г. , с. 98-132. Раздел «Атмосфера».
После ответов можно включить просмотр мультимедийного диска.
Капитанам можно дать тесты на компьютере по теме «Атмосфера».