Оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов в обучении инженерных кадров английскому языку
Нет ответов
вс, 21/11/2010 - 13:52
Ольга Ивановна Митина
На сайте с: 31/10/2010
Баллы: 144
Оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов в обучении инженерных кадров английскому языку
Митина Ольга Ивановна, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия (преподаватель английского языка, ТК – ЯГИТИ)
На протяжении всей педагогической деятельности меня волнуют нравственно-этические аспекты воспитания в процессе обучения. В современных условиях наметились тенденции изменения технократического сознания. Они находят отражение в теоретических концепциях, в которых проявляются идеи синергизма, глобализма и самоактуализации личности. В новой модели высшей ценностью является человек, развитие его индивидуальности и её творческое развитие. Элементы технократизма при этом сохраняются, так как основой нового общества становится информация, но акценты смещаются в сторону человека. Современные учёные М.К.Мамардашвили, П.В.Симонов, В.П.Казначеев, Н.П.Бехтерева, Л.М. Митина усматривают творческое самосознание личности не как природную данность, а как продукт социально-духовного «дозревания» субъекта в его деятельности. В обучении и подготовке учащихся приоритетное значение будет иметь гуманистическое воспитание и «активизация деятельности» - самостоятельная учебно-познавательная деятельность, на развитие профессионального самосознания на основе формирования культуры этического мышления, чувств, системы нравственных убеждений и повышения степени мотивации и творчества в профессиональной деятельности. Субъект деятельности включается в систему образования со всей своей духовностью, со всей своей ментальностью: Л.Н. Толстой, Я.А Коменский, А.С. Макаренко, А.Н.Леонтьев, П.Я Гальперин, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.А.Сухомлиский, Б.С.Гершунский, Л.Н. Куликова, Д.А.Данилов, М.М. Фомин и другие. Методической основой послужили исследования по теории деятельности: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин; теории речевой деятельности И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев; культурологический подход: В.В.Воробьёв, Л.П.Карсавин; концепции интерференции и проблемы многоязычия И.А.Зимняя, Л.В.Щерба, лингводидактика и сопоставительный анализ: М.М.Фомин, этнопедагогика и новаторство: Д.А. Данилов, компьютеризация и моделирование речевого общения: А.И.Нелунов, Е.Д.Нелунова. Актуальность исследования. Проблема поиска оптимальных путей повышения эффективности обучения иностранному языку сегодня приобретает особую значимость и актуальность в связи с интенсивным развитием международных связей во всех сферах жизнедеятельности, созданием единого мирового образовательного пространства - глобализации, развитием концепции межкультурной коммуникации, многоязычного многокультурного образования. В нашей стране эта проблема предполагает повышение статуса изучения иностранного языка, обеспечивающего овладение им не только молодежью, но и специалистами народного хозяйства, служащими-специалистами различных учреждений. Принципиальной сутью методологического подхода является переход в ХХI веке к гуманизации образования – от технократического подхода к гуманистическому, комплексному и развивающему. Это - обновление содержания образования, приведение учебных программ в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни. Модель обучения предполагает оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов с целью формирования в ассимиляции мировой культуры слияния в человеке в единое целое его рациональной, нравственной и этической способности. Преподаватели иностранного языка средней профессиональной и высшей школы сталкиваются с большим количеством трудностей методического и дидактического характера, связанных в первую очередь со «стыковкой» двух образовательных систем: общеобразовательной и профессиональной. Переход на новую, профессиональную, ступень, где к учащимся предъявляются достаточно высокие требования, осуществляется очень тяжело: 61% опрошенных учащихся оценили свои знания по иностранному языку на момент поступления в колледж на «удовлетворительно», 19% – на «неудовлетворительно», 36% жалуются на большой объем заданий, 28% основной своей трудностью считают сложность учебного материала, 25% – большой объем информации. В создавшейся ситуации необходимо обеспечить преемственность между общеобразовательной и профессиональной школой в обучении иностранному языку, чтобы этот процесс стал эффективным и соответствовал уровню требований современного общества к профессиональной компетентности специалиста. Следует прежде всего обеспечить преемственность целей языковой подготовки, поскольку требования в системах общего и профессионального образования, видимо, не могут совпадать полностью. Направленность на более высокий уровень должна найти выражение в формулировках целей обучения иностранному языку. Важно определить как сами цели для разных этапов, так и соотношение и связи между ними. Вместе с предметной направленностью цели должны отразить профессиональную составляющую языковой подготовки и четкую ориентацию на личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста на основе языковой компетенции. Такой подход к проблеме преемственности позволяет определить дальнейшие шаги в этом направлении. Достижение желаемой скоординиро-ванности двух образовательных систем в содержании обучения предполагает разработку, рациональный выбор и совершенствование учебно-программной документации и учебных материалов на основе учета информации о содержании профессиональной подготовки, характере и условиях трудовой деятельности будущих специалистов. Это позволит максимально приблизить профессионально-языковую подготовку выпускников к потребностям современного общества в квалифицированных кадрах, к особенностям профессиональной деятельности в рамках приобретаемой специальности. Обеспечение преемственности в методах, формах и средствах обучения, которые должны быть направлены на достижение целей языковой подготовки, соответствующих требуемым компетенциям, предполагает рациональный выбор дидактических приемов преподавания, замену устаревших элементов процесса обучения, не отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики, и, наоборот, сохранение тех элементов, которые показали свою эффективность на предшествующих ступенях обучения. В свою очередь квалификационная характеристика предъявляет к выпускнику в рамках развития нравственно-этической культуры следующие основные требования: наличие устойчивого представления о роли инженерной подготовки в общекультурном, профессиональном развитии специалиста, знание основ языковой культуры в условиях технократической (инженерной) подготовки, наличие умений использовать специфическую профессиональную деятельность, умение организовать своё место, знание научно-практических основ нравственно-этической культуры и здорового образа жизни. Вышесказанное позволяет преподавателю довольно точно определить цель деятельности по подготовке специалиста. Однако специфика современной работы преподавателя обусловлена рядом проблем. Так, на одного преподавателя по иностранному языку приходится до 100- 150 и более студентов в учебном году, которые имеют неоднородную исходную подготовленность по языку. Проводя исходный, промежуточный и итоговый контроль, тестирование языковой и специальной курсовой подготовленности, преподаватель ограничивается фиксацией отдельных показателей. Такой контроль подготовленности ограничивается измерением тестовых показателей, т.е. фиксацией факта. Индивидуальные рекомендации для коррекции уровня подготовленности студентов, в основном, не даются, а если и даются, то в устной форме и имеют общий характер. Традиционная форма управления требует больших затрат времени преподавателя поэтому на практике постепенно формализуется. Использование современных способов повышения уровня нравственно-этической культуры студентов предполагает обязательное использование современных информационных технологий Применение таких технологий открывает вполне определённые потенциальные возможности их использования в процессе управления подготовкой студентов ЯГИТИ. Другая проблема - отсутствие компьютерных программ, позволяющих осуществлять процесс нравственно-этического воспитания студентов технических вузов в соответствии с требованиями времени, программ, которые включали бы в себя сбор информации о студентах, её анализ, выработку рекомендаций и прочее. У преподавателя сегодня нет таких программ, которые облегчили бы рутинную работу, не позволяющую ему заниматься эффективной управленческой деятельностью. Следовательно, для решения этих проблем целесообразно разработать как программу, так и методику применения компьютерных технологий в процессе управления языковой подготовкой в высших учебных заведениях. Для этого, на наш взгляд, необходимо: - разработать компьютерную программу, позволяющую осуществлять хранение, анализ, контроль и коррекцию проявляемых языковых качеств студентов по оптимальному сочетанию технократических и нравственно-этических аспектов; - разработать программы-комплексы упражнений, позволяющие направленно осуществлять модель проявляемых технократических и нравственно-этических качеств; - увеличить кратность педагогического контроля до 5-6 раз в учебном году по данной модели; - обучить студентов пользованию компьютерными программами-комплексами направленных языковых упражнений; - научить преподавателя устанавливать технологическую связь с такими программами; - пояснить преподавателям содержание каждого упражнения, которые предлагает компьютер, и особенности воздействия его на эмоции и организм слушателя. Преподаватель должен уметь объяснить студенту то, что ему непонятно в компьютерных рекомендациях, оперативно внести изменения в дозировку упражнений, если не соответствуют уровню подготовленности студента. Исследование содержания и педагогических рекомендаций студентам, связанных с реализацией данной технологии путём опроса студентов, преподавателей и педагогических наблюдений. Можно выделить следующие варианты подачи рекомендаций: - индивидуальные рекомендации не давались, педагогическое воздействие сводилось к общей пропаганде: направленностью содержания упражнений и учебных текстов; - давались рекомендации общего характера для выработки и привитии у студентов-технократов нравственно-этических качеств в речи, манерах и поведении. - рекомендовались определённые комплексы упражнений и адаптированные тексты по проблеме и указывался их источник. Преподаватели указали, что первый вариант рекомендаций они осуществляли в различных формах: на занятиях, в беседах и обычном общении со студентами, средствами устно-письменной агитации (распечатки-образцы, таблицы), на тематических занятиях, конференциях и научно-практических семинарах, языковых кружках и в учебно-воспитательной работе. Второй вариант - осуществлялся выборочно по отношению к студентам, особенно отстающим в языковой подготовленности, в беседах с ними. Третий вариант - осуществлялся также выборочно, реже, но в основном по желанию самих студентов, причём практически в устной форме с опорой на память, иногда записывающих эти упражнения. Опрос о результатах применения выработанных рекомендаций выявил, что только 29% в общей форме воспользовались ими на деле и только 22% отметили положительный результат. Более результативны были конкретные рекомендации, в которых учитывались присущие международные общепринятые нравственно-этические качества - мировые общечеловеческие ценности. Этими рекомендациями воспользовались около двух третьих из числа их получивших (71%). Причём у 66% студентов из числа обучавшихся по третьему варианту отмечают положительный эффект в изменении их интеллекта. Однако конкретные количественные сдвиги у них регистрировались: сами студенты их назвать не могли, давая ответы, они ориентировались на свои ощущения/чувства, т.е. оценка положительных сдвигов носила субъективный характер. Но мы преподаватели сами наблюдаем и отмечаем их изменения в общении на занятиях и даже в общественных местах, на общественно-массовых культурных мероприятиях. Эти методы показали оптимизацию, экономию времени и явное улучшение, чем при использовании традиционных форм организации занятий. Вывод: Таким образом, для того, чтобы процесс нравственно-этического воспитания стал более управляемым, необходимы более широкое использование информационных технологий и разработка соответствующего программного обеспечения. Применение таких технологий - оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов, открывает новые широкие перспективы в повышении уровня языковой культуры путём создания информационного банка данных и систематизации педагогической информации. Более того при этом повышается эффективность работы по технологии сотрудничества преподавателя и студентов: СРС и НИР; в процессе которых создаются электронно-образовательные пособия. Кроме того, ЭОРы открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании – каждый учащийся может выбрать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе.
Использованная литература 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. проф. Полат Е.С., 2005 2. «Новые направления в методике обучения английскому языку для профессиональных целей (ESP)» - Г.В. Кирсанова, М. 2008.
Оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов в обучении инженерных кадров английскому языку
Митина Ольга Ивановна, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия (преподаватель английского языка, ТК – ЯГИТИ)
На протяжении всей педагогической деятельности меня волнуют нравственно-этические аспекты воспитания в процессе обучения. В современных условиях наметились тенденции изменения технократического сознания. Они находят отражение в теоретических концепциях, в которых проявляются идеи синергизма, глобализма и самоактуализации личности. В новой модели высшей ценностью является человек, развитие его индивидуальности и её творческое развитие. Элементы технократизма при этом сохраняются, так как основой нового общества становится информация, но акценты смещаются в сторону человека. Современные учёные М.К.Мамардашвили, П.В.Симонов, В.П.Казначеев, Н.П.Бехтерева, Л.М. Митина усматривают творческое самосознание личности не как природную данность, а как продукт социально-духовного «дозревания» субъекта в его деятельности. В обучении и подготовке учащихся приоритетное значение будет иметь гуманистическое воспитание и «активизация деятельности» - самостоятельная учебно-познавательная деятельность, на развитие профессионального самосознания на основе формирования культуры этического мышления, чувств, системы нравственных убеждений и повышения степени мотивации и творчества в профессиональной деятельности. Субъект деятельности включается в систему образования со всей своей духовностью, со всей своей ментальностью: Л.Н. Толстой, Я.А Коменский, А.С. Макаренко, А.Н.Леонтьев, П.Я Гальперин, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.А.Сухомлиский, Б.С.Гершунский, Л.Н. Куликова, Д.А.Данилов, М.М. Фомин и другие. Методической основой послужили исследования по теории деятельности: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин; теории речевой деятельности И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев; культурологический подход: В.В.Воробьёв, Л.П.Карсавин; концепции интерференции и проблемы многоязычия И.А.Зимняя, Л.В.Щерба, лингводидактика и сопоставительный анализ: М.М.Фомин, этнопедагогика и новаторство: Д.А. Данилов, компьютеризация и моделирование речевого общения: А.И.Нелунов, Е.Д.Нелунова. Актуальность исследования. Проблема поиска оптимальных путей повышения эффективности обучения иностранному языку сегодня приобретает особую значимость и актуальность в связи с интенсивным развитием международных связей во всех сферах жизнедеятельности, созданием единого мирового образовательного пространства - глобализации, развитием концепции межкультурной коммуникации, многоязычного многокультурного образования. В нашей стране эта проблема предполагает повышение статуса изучения иностранного языка, обеспечивающего овладение им не только молодежью, но и специалистами народного хозяйства, служащими-специалистами различных учреждений. Принципиальной сутью методологического подхода является переход в ХХI веке к гуманизации образования – от технократического подхода к гуманистическому, комплексному и развивающему. Это - обновление содержания образования, приведение учебных программ в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни. Модель обучения предполагает оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов с целью формирования в ассимиляции мировой культуры слияния в человеке в единое целое его рациональной, нравственной и этической способности. Преподаватели иностранного языка средней профессиональной и высшей школы сталкиваются с большим количеством трудностей методического и дидактического характера, связанных в первую очередь со «стыковкой» двух образовательных систем: общеобразовательной и профессиональной. Переход на новую, профессиональную, ступень, где к учащимся предъявляются достаточно высокие требования, осуществляется очень тяжело: 61% опрошенных учащихся оценили свои знания по иностранному языку на момент поступления в колледж на «удовлетворительно», 19% – на «неудовлетворительно», 36% жалуются на большой объем заданий, 28% основной своей трудностью считают сложность учебного материала, 25% – большой объем информации. В создавшейся ситуации необходимо обеспечить преемственность между общеобразовательной и профессиональной школой в обучении иностранному языку, чтобы этот процесс стал эффективным и соответствовал уровню требований современного общества к профессиональной компетентности специалиста. Следует прежде всего обеспечить преемственность целей языковой подготовки, поскольку требования в системах общего и профессионального образования, видимо, не могут совпадать полностью. Направленность на более высокий уровень должна найти выражение в формулировках целей обучения иностранному языку. Важно определить как сами цели для разных этапов, так и соотношение и связи между ними. Вместе с предметной направленностью цели должны отразить профессиональную составляющую языковой подготовки и четкую ориентацию на личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста на основе языковой компетенции. Такой подход к проблеме преемственности позволяет определить дальнейшие шаги в этом направлении. Достижение желаемой скоординиро-ванности двух образовательных систем в содержании обучения предполагает разработку, рациональный выбор и совершенствование учебно-программной документации и учебных материалов на основе учета информации о содержании профессиональной подготовки, характере и условиях трудовой деятельности будущих специалистов. Это позволит максимально приблизить профессионально-языковую подготовку выпускников к потребностям современного общества в квалифицированных кадрах, к особенностям профессиональной деятельности в рамках приобретаемой специальности. Обеспечение преемственности в методах, формах и средствах обучения, которые должны быть направлены на достижение целей языковой подготовки, соответствующих требуемым компетенциям, предполагает рациональный выбор дидактических приемов преподавания, замену устаревших элементов процесса обучения, не отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики, и, наоборот, сохранение тех элементов, которые показали свою эффективность на предшествующих ступенях обучения. В свою очередь квалификационная характеристика предъявляет к выпускнику в рамках развития нравственно-этической культуры следующие основные требования: наличие устойчивого представления о роли инженерной подготовки в общекультурном, профессиональном развитии специалиста, знание основ языковой культуры в условиях технократической (инженерной) подготовки, наличие умений использовать специфическую профессиональную деятельность, умение организовать своё место, знание научно-практических основ нравственно-этической культуры и здорового образа жизни. Вышесказанное позволяет преподавателю довольно точно определить цель деятельности по подготовке специалиста. Однако специфика современной работы преподавателя обусловлена рядом проблем. Так, на одного преподавателя по иностранному языку приходится до 100- 150 и более студентов в учебном году, которые имеют неоднородную исходную подготовленность по языку. Проводя исходный, промежуточный и итоговый контроль, тестирование языковой и специальной курсовой подготовленности, преподаватель ограничивается фиксацией отдельных показателей. Такой контроль подготовленности ограничивается измерением тестовых показателей, т.е. фиксацией факта. Индивидуальные рекомендации для коррекции уровня подготовленности студентов, в основном, не даются, а если и даются, то в устной форме и имеют общий характер. Традиционная форма управления требует больших затрат времени преподавателя поэтому на практике постепенно формализуется. Использование современных способов повышения уровня нравственно-этической культуры студентов предполагает обязательное использование современных информационных технологий Применение таких технологий открывает вполне определённые потенциальные возможности их использования в процессе управления подготовкой студентов ЯГИТИ. Другая проблема - отсутствие компьютерных программ, позволяющих осуществлять процесс нравственно-этического воспитания студентов технических вузов в соответствии с требованиями времени, программ, которые включали бы в себя сбор информации о студентах, её анализ, выработку рекомендаций и прочее. У преподавателя сегодня нет таких программ, которые облегчили бы рутинную работу, не позволяющую ему заниматься эффективной управленческой деятельностью. Следовательно, для решения этих проблем целесообразно разработать как программу, так и методику применения компьютерных технологий в процессе управления языковой подготовкой в высших учебных заведениях. Для этого, на наш взгляд, необходимо: - разработать компьютерную программу, позволяющую осуществлять хранение, анализ, контроль и коррекцию проявляемых языковых качеств студентов по оптимальному сочетанию технократических и нравственно-этических аспектов; - разработать программы-комплексы упражнений, позволяющие направленно осуществлять модель проявляемых технократических и нравственно-этических качеств; - увеличить кратность педагогического контроля до 5-6 раз в учебном году по данной модели; - обучить студентов пользованию компьютерными программами-комплексами направленных языковых упражнений; - научить преподавателя устанавливать технологическую связь с такими программами; - пояснить преподавателям содержание каждого упражнения, которые предлагает компьютер, и особенности воздействия его на эмоции и организм слушателя. Преподаватель должен уметь объяснить студенту то, что ему непонятно в компьютерных рекомендациях, оперативно внести изменения в дозировку упражнений, если не соответствуют уровню подготовленности студента. Исследование содержания и педагогических рекомендаций студентам, связанных с реализацией данной технологии путём опроса студентов, преподавателей и педагогических наблюдений. Можно выделить следующие варианты подачи рекомендаций: - индивидуальные рекомендации не давались, педагогическое воздействие сводилось к общей пропаганде: направленностью содержания упражнений и учебных текстов; - давались рекомендации общего характера для выработки и привитии у студентов-технократов нравственно-этических качеств в речи, манерах и поведении. - рекомендовались определённые комплексы упражнений и адаптированные тексты по проблеме и указывался их источник. Преподаватели указали, что первый вариант рекомендаций они осуществляли в различных формах: на занятиях, в беседах и обычном общении со студентами, средствами устно-письменной агитации (распечатки-образцы, таблицы), на тематических занятиях, конференциях и научно-практических семинарах, языковых кружках и в учебно-воспитательной работе. Второй вариант - осуществлялся выборочно по отношению к студентам, особенно отстающим в языковой подготовленности, в беседах с ними. Третий вариант - осуществлялся также выборочно, реже, но в основном по желанию самих студентов, причём практически в устной форме с опорой на память, иногда записывающих эти упражнения. Опрос о результатах применения выработанных рекомендаций выявил, что только 29% в общей форме воспользовались ими на деле и только 22% отметили положительный результат. Более результативны были конкретные рекомендации, в которых учитывались присущие международные общепринятые нравственно-этические качества - мировые общечеловеческие ценности. Этими рекомендациями воспользовались около двух третьих из числа их получивших (71%). Причём у 66% студентов из числа обучавшихся по третьему варианту отмечают положительный эффект в изменении их интеллекта. Однако конкретные количественные сдвиги у них регистрировались: сами студенты их назвать не могли, давая ответы, они ориентировались на свои ощущения/чувства, т.е. оценка положительных сдвигов носила субъективный характер. Но мы преподаватели сами наблюдаем и отмечаем их изменения в общении на занятиях и даже в общественных местах, на общественно-массовых культурных мероприятиях. Эти методы показали оптимизацию, экономию времени и явное улучшение, чем при использовании традиционных форм организации занятий. Вывод: Таким образом, для того, чтобы процесс нравственно-этического воспитания стал более управляемым, необходимы более широкое использование информационных технологий и разработка соответствующего программного обеспечения. Применение таких технологий - оптимальное сочетание технократического и нравственно-этического аспектов, открывает новые широкие перспективы в повышении уровня языковой культуры путём создания информационного банка данных и систематизации педагогической информации. Более того при этом повышается эффективность работы по технологии сотрудничества преподавателя и студентов: СРС и НИР; в процессе которых создаются электронно-образовательные пособия. Кроме того, ЭОРы открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании – каждый учащийся может выбрать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе.
Использованная литература 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. проф. Полат Е.С., 2005 2. «Новые направления в методике обучения английскому языку для профессиональных целей (ESP)» - Г.В. Кирсанова, М. 2008.