Submitted by Татьяна Сергеевна Шурыкина on Sat, 20/11/2010 - 23:48
1.Организационный момент
2.Речевая разминка
- К работе мы готовы.
-Прочитайте слова каждого столбика. Что объединяет слова каждого столбика?
- Кому из писателей принадлежат эти произведения?
К.Г.Паустовский «Моя Родина»
М.М. Пришвин «Двойной след»
Л.Н.Толстой «Ребята и утята»
«Золотой луг»
(Работа с выставкой книг)
- Рассказы М. Пришвина увлекают занимательной историей, помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
4.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
- Что каждый из вас может сделать для охраны природы?
Рисунки по теме «Охрана природы» +защита. Презентация ученика
5.Этап постановки темы урока
- А вот кто станет героем произведения, которое мы будем читать сегодня, вы узнаете, прочитав текст.
У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. Подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность.
Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. В народе ее называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.
- О ком будем читать? Найдите слова, которые описывают сороку.
-Что нового вы узнали о сороке?
А что сорока болтлива, то болтлива. Эта птица молчать не умеет и секретов не держит. Но и не кричит понапрасну. В её пестрой болтовне есть смысл. Про сороку у народов Амура ходит такая побасенка.Слайд 3
(Инсценирование)
Как-то увидела сорока отдыхающего тигра в кустах и давай над ним стрекотать.
- Что тебе надо? - спросил разгневанный зверь. - Зачем ты меня выдаешь?
- Что ты, что ты! - забиссерила скороговоркой сорока. - Совсем нет! Я только хочу всем сказать, что я первая тебя увидела!
-Чуть где застрекотала, значит что-то есть. Лесным сигнальщиком служит.
- Чтобы узнать название произведения, откроем учебник на с.126.
- В тексте встретятся слова, значение которых мы объясним до чтения.
Выводок– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
Срам– стыд, позор.
Улучиламомент– нашла подходящее время.
- Подберите синонимы.
БДИТЕЛЬНОСТЬ –зоркость, настороженность.
РАДУЖНЫЙ – разноцветный.
Б) чтение учителем и подготовленными учащимися.
-Определите жанр и тему произведения.
-Какой это рассказ: грустный или веселый?
-Назовите главных героев?СЛАЙД 5
-Кого Пришвин назвал выскочкой?
7.Этап аналитического чтения. Анализ эмоционально-образного
содержания
- Будем постигать глубину мысли писателя и выясним, чему же учит нас этот рассказ. А для этого вы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.
А) чтение «передай другому» - до слов « унесла косточку»
- Найдите описание Вьюшки. Какие литературные приемы использует автор? (эпитет и сравнение)
Б) чтение «про себя» - до слов « шесть умных сорок»
- Почему автор назвал сороку выскочкой?
-Почему она так поступила?
- Найдите эпизод, где автор поясняет пословицу «в семье не без урода».
-Замените выражение «с заскоком и пыльцой в голове» одним словом.
-Приготовимся еще раз прочитать диалог между сороками и определим интонацию чтения.
- Довольны ли были другие сороки поведением выскочки? (были возмущены)
- Как отвечала сорока? (хвасталась)
В) «Жужжащее чтение»
-Чем закончился замысел выскочки?
- Какое чувство: гордости или стыда испытала Выскочка?
Г) Работа в группах
_ Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание, через 4 минуты мы выслушаем ваш отчет.
1 группа – моделирование обложки, чтобы
2 группа – Составит синквейн о сороке, в котором вы выразите кратко свои мысли о главном герое.
3 группа – Работает с пословицами и выберет пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. А так же объяснит её.
Поспешишь одного не ждут
Дружный табун людей насмешишь
Семеро и волков не боится
8.ОбобщениеСЛАЙД 6
-Прочитайте слова М.Пришвина.
«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)
Работа с выставкой книг белгородских писателей
Выступление 2 учеников.
- Вы заметили ещё одну выставку книг? Хочу вам представить книги белгородского писателя, Владислава Шаповалова. Он написал много рассказов о природе и о животных. О некоторых из них расскажут наши ученики.
1.О встрече с дикой уткой и ее семейством рассказал писатель в рассказе «Чудесный мотылёк»
2.Интересный факт из жизни пчел я узнал из рассказа «Отчего лысеют пчелы».
3.В книге «Самый невезучий день» описаны забавные истории, которые происходят со щенком Тишкой.
9.РефлексияСЛАЙД 7
-Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них.
Сегодня на уроке…
Мне захотелось,,,
Я понял, что….
10.Домашнее заданиеСЛАЙД 8
1.Подготовить пересказ рассказа от лица Вьюшки
2.Прочитать рассказы о природе Владислава Шаповалова. По желанию выбрать рассказ из классной библиотеки.