Submitted by Светлана Анатольевна Пустынникова on Fri, 19/11/2010 - 04:32
Тема: Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения выкроек фартука.
Цели: ознакомить с правилами измерения фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом; развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки),воспитывать любовь к труду, коммуникабельность.
Оборудование и материалы:плакат «Измерение фигуры человека»; сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии — по 1 шт. на каждых трех учениц; линейки в масштабе 1:4; форма инструкционной карты, интерактивная доска.
На классной доске выписаны термины:конструирование, полуобхват талии, полуобхват бёдер, линии чертежа.
Ход урока
I.Сообщение познавательных сведений.
По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.
К бытовой - относится повседневная, домашняя, нарядная; к производственной — спецодежда для выполнения различных работ; к форменной — одежда школьников, военных и др.
При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и украшение костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма.
Для выполнения кулинарных работ на предприятияхи в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынка или шапочка).
Фартук (или передник) — широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.
История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные,) тростниковые стебли.
С течением времени фартук становится повсеместнораспространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара... Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. ВXVIв. два фартука составляли юбку. ВXVIIв. фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).
Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления ЛюдовикаXIV(1660 - 1710) повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.
Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.
Интересен фартук концаXIXв. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис - Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род».
Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолахрубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье)
традиционный фартук сохранялся в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду.
Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.
Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из «гардероба» домохозяек.
Возможно, что этот вид одежды со временем останется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.
Учитель показывает иллюстрации и натуральные образцы специальной одежды (рис. 16) и предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
1.Для кого и для чего предназначены различные виды спецодежды?
2.Из каких тканей их изготовляют?
3.Какую спецодежду носят официантка, повар, продавец, кузнец, сталевар, хирург, сапожник?
4.Где применяются фартук и косынка (шапочка)?
Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т. д. Для ее изготовления используются различные ткани.
Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износоустойчивые со специальными пропитками или прокладками.
При выборе ткани для изделия надо обратить внимание учащихся на то, что материал, предназначенный дляпроизводственной одежды, должен хорошо отстирываться,быть достаточно прочным, чтобы предохранять одежду от загрязнения.
Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготовлять из хлопчатобумажной или льняной ткани — белой или светлых тонов, гладкокрашеной или с мелким рисунком; для уборки помещения — из более темной и плотной.
Снятие мерок.
Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске ипримерить фартук и головной убор. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.
Учитель поясняет: «Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру».
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина — 2 см.
На концах ленты — металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Чтобы узнать размер одежды человека, надо измерить обхват груди и разделить величину снятой мерки пополам. Полученная цифра соответствует размеру одежды.
Используя манекен, учитель объясняет учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка...
♦Линия воды находится на линии шеи .
♦Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин.
♦По линии воды будет расположена линия груди.
♦Потом вода дошла до самого узкого места фигуры— это будет линия талии.
♦На 12 - 14 см ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
♦На уровне середины колена проходит линия колен .
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.
В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.
Сначала снимают мерки обхватов (обхватголовы, шеи, груди, талии и т. д.) и ширины, затем мерки длины.
Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.
При снятии мерок нужно помнить следующее.
1.Мерки снимают по правой стороне фигуры.
2.Талию предварительно опоясывают шнурком.
3.При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо безнапряжения.
4.Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
5.Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Текущий инструктаж.Учитель показывает на одной из учениц приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения чертежа фартука»
Последовательность работы и обозначение мерок
Ст
Сб
Дгр
Ди
Название мерок
Полуобхват талии
Полуобхват бёдер
Длина грудки
Длина изделия
Как снимать мерки
Измеряется по самому узкому месту туловища
Измеряется по линии бёдер горизонтально
Измеряется от линии талии до нужной длины
Измеряется от линии талии до желаемой длины
Назначение мерки
Для расчёта длины пояса
Для расчёта ширины фартука
Для определения дины грудки
Для определения длины фартука
Мои мерки
Практическая работа.
Снятие мерок.
Практическую работу по снятию мерок целесообразно проводить бригадным методом (по 3 ученицы): первая снимает мерки со второй, третья записывает их. Каждую мерку учащиеся снимают вслед за учителем, который держит сантиметровую ленту на манекене до тех пор, пока не убедится, что все учащиеся сняли эту мерку правильно. Сняв первую мерку, девочки меняются местами. Это удобно, потому что все учащиеся работают одновременно и учителю легко контролировать правильность снятия мерок.
В процессе работы можно использовать прием намеренно неверного показа мерок, что привлекает внимание детей, побуждает их к активной мыслительной работе.
Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бедер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина грудки и нижней части фартука.
Повторение.
На интерактивную доску выводим слайды по снятию мерок:
1 слайд – Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука-передника.
2 слайд – Расшифровка названия мерок фигуры.
3 слайд. Повторение швов – Напишите названия швов.
4 слайд – Задание на смекалку и владение ИКТ технологиями - Собери из различных фигур свой фарту и залей его цветом.