Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской.
приемы и методы , наиболее часто используемые на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.
1. Метод символического видения.
Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
2. Метод сравнения версий.
Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
3. Метод «Если бы...».
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Сегодня в город прибывают варвары. Ваши действия».
4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует данное слово. Затем мастер в случае необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
5. Метод «ключевых слов».
Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:
- учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.);
- все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика);
- участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.
6. Метод эвристического исследования.
Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный или иной (лист, камень, поговорка, стихотворение, часть речи). Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:
- цель исследования,
- план работы,
- факты об объекте,
- опыты, новые факты,
- возникшие вопросы и проблемы,
- версии ответов,
- рефлексивные суждения.
6. Метод конструирования вопросов.
Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:
- предъявление объекта изучения;
- индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
- озвучивание вопросов в группе,
- фиксация всех вопросов на общем листочке;
- обмен листочками между группами;
- экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);
- выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, «ответов».
9. Метод смысловых ассоциаций.
Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:
- ученику предлагается какое-то слово или слова;
- ученик записывает к каждому слову список слов-ассоциаций (т.е. воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);
- ученик получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций. Например:
1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;
2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;
3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.
11. Метод вживания.
Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
12. Метод образного видения.
Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.
13. Прием «Чтение с пометками».
Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
14. Прием «Толстый и тонкий» вопрос.
Направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста.
Технология:
1) учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения;
2) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов);
3) каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).
15. Прием «Закончи предложение»
. Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением.
Технология:
1. Мастер выписывает из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора.
2. В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3.
3. Закончить предложение.
4. Познакомиться с версиями других учеников.
5. Познакомиться с авторским вариантом.
6. Рефлексия.
16. Прием «Панель».
Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи-проблемы.
Технология:
1) Мастер предлагает аудитории какое-то слово, фразу, цитату и т.д.
2) Тот участник, который имеет какое-то мнение по данному вопросу и желает его высказать, выходит на открытое место (обычно в классе это место перед доской), где уже стоят полукругом стулья, и делится своим пониманием данного вопроса.
3) Вступить с ним в диалог, высказать мнение, может быть, совершенно иное, может только тот участник, кто присоединится к первому, тоже выйдет к доске - на «панель».
4) Каждый решает для себя, кем быть: зрителем или активным участником процесса.
5) Тот из активных участников, кто считает, что все сказал, может снова стать зрителем.
Задача мастера: провоцировать участников на свободное выражение своего мнения.
|