Submitted by Елена Григорьевна Мерзлякова on Tue, 16/11/2010 - 08:35
Домашнее задание – проблема? Проблема, которая волнует всех: и педагогов, и родителей, и учащихся. Есть ли здесь оптимальный вариант, устраивающий всех? Что в нем главное? Поиск конкретных примеров домашней работы или общая установка на то, какой должна быть работа учащихся дома?
Вспоминаются строчки некогда популярной песни «Нам учитель задает с иксами задачи. Кандидат наук и тот над задачей плачет». А ведь недалеки от истины эти шутливые строчки, когда утверждается приоритет домашних заданий, усиливающих перегруженность учащихся. Уже давно педагогическое сообщество осознало колоссальный вред, физический и моральный, который несет состояние давящей необходимости выполнять домашнее задание, подчас непосильное.
Учащиеся считают, что выполнять домашнее задание не только трудно, но и нудно. Мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно? И гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано. Гораздо чаще учитель задает по привычке параграфы, страницы, упражнения. Такой подход вреден, так как приводит к потере интереса к учебной работе и внутреннему неприятию выполнения домашнего задания. Еще одна типичная ошибка учителя – задание дается за 2-3 минуты до звонка, а то и после звонка.
Педагогический опыт и результаты учебных достижений обучающихся дают мне право утверждать, что домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку. Многообразие возможных домашних заданий бесконечно, для творческих поисков здесь нет границ.
Домашнее задание – это запоминание и тренировка, применение и систематизация знаний и умений, самоконтроль, знакомство с новым материалом.
Домашнее задание развивает любознательность, фантазию и творческое мышление, дисциплинирует.
Предлагаю вниманию коллег некоторые примеры из системы творческих домашних заданий, ставших традиционными на уроках химии в моей практике. В них можно превратить любое традиционное требование учебника.
На первых уроках в 8 классе предлагаю учащимся домашнее задание творческого характера. Например, «Изобразите в виде рисунка правила работы с кислотами (щелочами) и подготовьте вопросы к рисунку» или «Изобразите на рисунке правила работы со спиртовкой и подготовьте вопросы к рисунку». С использованием рисунков проходит зачет в 8 классе по правилам безопасности. Считаю, что рисунки развивают зрительную память и образное мышление, позволяют связать обучение с реальной жизнью. При этом учащиеся не только проверяют свои знания, но и учатся говорить, общаться, дополнять ответы одноклассников, свободно обсуждать заданную тему.
При изучении темы «Физические и химические явления» учащиеся кроме изучения параграфа №2 и выполнения упражнений могут сочинить стихи, сказки, подобрать рисунки-комиксы на тему «Химия на моей кухне».
При изучении темы «Химические знаки» учащиеся составляют кроссворды типа «Угадай-ка», «Волшебные яблоки». Работы учащихся можно увидеть в приложении.
Тема «Введение» заканчивается заданием «Мое любимое вещество», для выполнения которого учащимся понадобится дополнительная литература, а при предъявлении задания смогут показать свое умение описать физические свойства вещества и доказать его практическую значимость.
Можно привести еще ряд тем, по которым учащиеся готовят сообщения, ставшие традиционными. Например, «С каких времен существует химическое производство? В каких странах оно было развито?», «Заслуги Демокрита и Аристотеля в области химии», «Алхимия, ее цели. Почему алхимия не получила развития на Руси?», «С каких времен развивалась химия на Руси?», «Важнейший закон химии, открытый М.В. Ломоносовым», «Разное толкование слова «химия».
После изучения темы «Чистые вещества, смеси. Способы разделения» учащимся предлагается выполнить в домашних условиях эксперимент. Например, «Разделение сухого молока и речного песка», или «Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа», или «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы», или «Растворение в воде таблетки аспирина УПСА». Из практических заданий можно назвать следующее «Как в походных условиях очистить и обеззаразить мутную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи? На каких явлениях (физических и химических) основаны предложенные вами способы очистки воды?».
Продолжая в системе давать творческие задания с учетом индивидуальных способностей учащихся, в 9 классе предлагаю разноуровневые задания. Например, по теме «Алюминий: химический элемент и простое вещество»: 1-й (базовый) уровень – составить рассказ по теме на основе материала учебника и опорного конспекта; 2-й (конструктивный) уровень – привести аргументы «за» и «против» о том, следует ли использовать алюминиевую посуду; 3-й (творческий) уровень – придумайте рекламный плакат или репортаж на тему «Этому металлу принадлежит будущее».
Изучая тему «Железо. Строение, свойства, применение», учащимся на выбор предлагается сказка «Металл-труженик», в которой нужно проследить и образно отразить значение железа в развитии человеческой цивилизации. Сказка начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве у подножия горы Магнитной жил-был старичок по имени Железо, а по прозвищу Феррум. Жил он в ветхой землянке ровно 500 лет. Однажды …». Другая сказка «В споре рождается истина» - нужно сравнить свойства железа и алюминия и рассказать о применении этих металлов. Один из вариантов начала сказки: «Однажды на Всемирной выставке в Париже встретились Алюминий и Железо и давай спорить, кто из них важнее …». Еще один вид работ – сообщения на различные темы («Использование металлов в искусстве», «Художественная обработка металла», «От искры до спички»).
В 10-11 классе учащиеся, имея навыки предыдущих лет, активно участвуют в уроках-семинарах, предъявляя не просто сообщения, а доклады и исследовательские работы. Например, по теме «Нефть, ее переработка. Применение продуктов переработки нефти» можно отметить доклады «Происхождение нефти», «Месторождения нефти (мировые и Российские), «Состав нефти», «Экологические последствия нефтяного загрязнения», а также плакаты, отражающие не только экологические проблемы, возникающие при использовании нефти и нефтепродуктов, но и пути решения этих проблем; по теме «Химия и производство» - сообщения «Защита окружающей среды и охрана труда; по теме «Химия и повседневная жизнь человека» - рефераты «Раздражающие вещества парфюмерии и косметики, их токсичность», «Химия и охрана окружающей среды: охрана воздуха, воды, почвы», «Самое удивительное вещество на Земле».
Примеры выполнения таких заданий, работы учащихся
можно увидеть в приложении.
Система работы приводит к видимым результатам творческого усвоения знаний, значимым для жизни обучающихся.