Размещено: Надежда Николаевна Гордиенко - вс, 14/11/2010 - 19:03
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с особенностями и разнообразием степей различных континентов
2. выявить наиболее типичных животных степи, их приспособления к жизни в данной климатической зоне
3. дать понятие воздействия человека на степь, проанализировать положительные и отрицательные последствия
4. развивать умение работать в группе, делать выводы, анализировать
Оборудование:
1. Природно-климатическая карта мира,
2. природно-климатическая карта России,
3. презентация
4. листы А4, маркеры
5. контурные карты
6. жетоны 3 цветов
Ход урока.
Дети делятся на 3 группы по 6-7 человек, с помощью вытягивания жетонов разного цвета.
Каждая группа занимает свой стол.
Вступительное слово учителя:
Наша планета-дом для огромного числа животных. Но разные животные приспособились жить в разных условиях - в разных природно-климатических зонах. В каждой из них свой набор природных факторов - рельеф, температура, влажность, и потому свой, уникальный животный мир. Сегодня мы познакомимся с животными одной из природно-климатических зон.
Послушайте, что пишут о ней исследователи:
«Жарко и сухо здесь летом. Температура воздуха достигает +40°. С безоблачного неба на землю льются жгучие лучи полуденного солнца, и ходьба быстро утомляет. Только и дышится свободно, когда налетит порыв ветра. Но вот порыв ветра миновал, взволнованное зеленое море успокаивается, и вновь вокруг тихо-тихо, лишь от зноя шумит в ушах.
Зимой здесь обычны лютые морозы и сильные ветры, температура падает до -40°. Земля крепко скована холодом. Под ударом лопаты она звенит, как железо. Самое лучшее время весна. Обилие влаги в почве вызывает бурное развитие растительности. Почва превращается в роскошный красочный цветник. Но цветет он недолго. Примерно с середины лета начинается засуха, дождей выпадает все меньше и меньше, высохшая почва становится твердой как камень, трава выгорает, временные водоемы —небольшие речки и озера — высыхают. И без того сухую почву сильно иссушают горячие сухие ветры — суховеи»
Это написано о степи - открытом пространстве, уходящем к горизонту.
Особенностями этой природно-климатической зоны являются:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры.
Задание 1.
Каждая группа сейчас нарисует условный знак, предупреждающий об одной из перечисленных особенностях степи. Представитель группы выбирают одну из особенностей
(2 минуты) Готовые знаки на листах А4 крепятся к доске. Учитель : Где же раскинулись такие бескрайние просторы? Учитель показывает по природно-климатической карте, на которой флажками отмечена данная территория:
Степи С.Америки простираются с севера на юг и называются прериями. Дети отмечают у себя в контурных картах расположение и название.
В Южной Америке степи — пампа — раскинулись почти в середине континента.
В Северной Африке, южнее пустыни Сахары, и в Южной Африке тянется полоса тропических степей — саванна.
Ну и собственно степи находятся в Евразии, захватив огромные территории.
В том числе и территорию нашей малой родины-Ростовской области. Мы с вами –степные жители.
Посмотрите на карту России - хорошо видно, что Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, часть Волгоградской области занимают степи.
Наверно многие из вас хотели бы побывать в степях других континентов? Я приглашаю вас в путешествие. А вы внимательно слушайте, смотрите и записывайте на своих контурных картах названия животных, с которыми познакомитесь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЖИВОТНЫЕ СТЕПЕЙ"
Мы в прериях Африки. Слайд 2
Здесь водятся самые крупные травоядные - слон, носорог, буйвол, жираф. Слайд 3
-как вы думаете почему здесь такое разнообразие крупных растительноядных?
Много здесь разнообразных хищников – лев, гепард, гиена, гадюка. Слайд 4 -почему?
Неиссякаемыми кажутся стада антилоп и зебр, стаи птиц. Страус и марабу -интереснейшие птицы африканского континента. Слайд 5
Но мы спешим, и уже на североамериканском континенте гуляем по прерии. Когда-то огромные стада бизонов бродили по этим местам, сейчас их можно встретить только в заповедниках. Слайд 6
Зато можно увидеть вилорога, луговых собачек, койота, американского тетерева и даже мустанга. Слайд 7
Но нас уже ждет Ю.Америка и пампа. Слайд 8
Здесь, пожалуй, собрались самые странные на вид живые существа - броненосец, муравьед, страус нанду. Слайд 9
К сожалению, нам пора возвращаться.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЖИВОТНЫЕ СТЕПЕЙ2"
А что же позволяет таким разным степным животным выжить в схожих на всех материках условиях степи? Слайд 2
Сейчас вы мне поможете ответить на этот вопрос. Задание на карточках.
Слайд 3
Найдите в каждой строчке одно «лишнее» для данного континента животное, подчеркните его.
Например: лев, антилопа, муравьед, зебра
Выпишите все подчеркнутые буквы из «лишних» слов и составьте из них слово.
Подумайте и объясните, как на ваш взгляд данное качество или приспособление помогает степным животным выжить
(5МИНУТ)
Что получилась у первой группы?
-слово СКОРОСТЬ.(объяснения детей)
Слайд 4
У второй ?
-окрас.(объяснения детей)
Слайд 5
У третьей ?
-нора.(объяснения детей)
Слайд 6
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО НА СЛАЙДАХ 4-6 ПРЕДСТАВЛЕНЫ СТЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ РОССИИ.
К сожалению, из-за деятельности человека степей становиться все меньше.
Как вы считаете, как люди используют степи в своих целях?
(ответы детей)
Под поселения
Для нужд сельского хозяйства
Потеряв свои дома, редкими становятся когда-то многочисленные виды животных.
Как человек может сохранить их?
(ответы детей)
Заповедники
Красная Книга
В Ростовской области создан заповедник, в котором пытаются сохранить степь в ее природном виде. Здесь охраняются животные и растения, типичные для степей. Многие из них значатся на страницах Красной книги Ростовской области, а некоторые - находятся под охраной КК России: Слайд 7 - 9
Дрофа - крупная летающая птица, почти полностью истребленная из-за вкусного мяса и неповоротливости. При попадании под дождь перья намокают, и она уже не может взлететь. Ранее этим пользовались местные жители и с помощью палок и криков пригоняли целые стайки птиц прямо в селение.
Хорь-перевязка – красивый хищный зверек, мордочка которого словно перевязана бинтом, за что он и получил свое название.
Итак, мы познакомились с животными степи. Насколько внимательно вы слушали, я проверю с помощью «Текста с ошибками» Слайд 10
Распределение оценок в группах.
Объяснение домашнего задания.
Д/з стр 44-46, сообщение о наиболее запомнившемся животном.