Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Цель урока:познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Тип урока:урок - размышление
Технология:критического мышления
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.
II. Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)
- Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».
III.Вызов.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)
- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)
- А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.
- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)
- Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.
IV. Осмысление содержания.
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..
1-я остановка
- С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)
Словарная работа.
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)
- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)
- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)
- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)
- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев.
- Похож Нефёд на них? Чем?
- Почему – больше на старца Перова?
- Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)
- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?
(Ответы детей.)
- Об этом узнаем из следующего отрывка.
…Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…
2 остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)
- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.)
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке.
…Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…
- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)
- Так что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.
…Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
3- я остановка
- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.)
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)
- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)
Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
V. Физкультминутка.
А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
VI. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
Правила составления синквейна.
· правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.
VII. Итог урока.
- Что понравилось сегодня на уроке?
- Оценки.
VIII. Д/з по выбору:1) подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина; пересказ
рассказа «Лапти»;
2) составить характеристику Нефёда;
3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть