Submitted by Татьяна Сергеевна Краснова on Sat, 13/11/2010 - 15:46
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 1)
У: Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня к нам на урок пришло много гостей, давайте мы им тоже пожелаемдоброго дня и отличного настроения!
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
2. Вступительная беседа.
У:сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
3. Ознакомление с темой. У: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают) У: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают дрг другу.
- Кто такой добрый человек?
- Добрый человек – это тот, кто
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
(слайд 2)
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожилай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
У: Вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправится на цветочную полянку. Положите головы на парты, закройте глаза и представьте, что вы оказались на цветочной доброй солнечной поляне…
У: Откройте глаза, поднимите головы. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают) (слайд 3) У: А знаете, кто самый главный на этой планете? Этот герой говорил такие слова, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”) Кот Леопольд У: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела. У: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла неподалеку от этой цветочной поляны.
Дети показывают сценку «Улыбка и Слезка» (слайд 4)
В:Жили – были на свете две девочки. Звали их Улыбка и Слезка. Улыбка была доброй, веселой девочкой, и все ее радовало: солнышко ли в окошко глядит, птички ли чирикают и поют, травка зеленеет, цветы благоухают, дождик поливает, радуга в небе – все хорошо и весело!
Слезку все в основном обижало и огорчало: дождь – только платьице мочит, и птицы мешают спать, солнышко голову печет.
В один из солнечных дней Улыбка гуляла по парку и встретила слезку, которая плакала. Она подошла к ней и спросила.
Ул:Какая славная девочка. Но почему ты плачешь?
Сл:Солнышко голову напекло.
Ул:Мне хочется рассказать тебе о голубом цветочке с золотистым венчиком, точно с сердечком в середине. Цветок этот называется незабудка. Пойдем, я тебе их покажу. Они растут неподалеку, в канавке.
Сл:Да. Мне хочется побыстрее посмотреть на эти цветочки.
В:Улыбка подвела Слезку к канавке, в которой росло множество самых крупных незабудок. И Слезка не могла насмотреться на них. И не могла нарадоваться этой красотой. Ей казалось, что незабудки смотрят на нее своим лазоревым взором и говорят: «Не забудь меня! Не забудь!»
Слезкарадостно обратилась к Улыбке: Улыбка! Тебе известно, почему цветок называется незабудкой?
Ул:Об этом цветке существует красивое предание…
Как – то Господь Бог поставил перед собою рядами все растения и стал каждому дереву, цветку, травке говорить подряд его название и для чего оно предназначено до тех пор, пока они все не запомнили.
Только один цветочек стоял безмолвно в большом смущении. Подняв на великого Творца свои голубенькие глазки и открыв ему свое золотое сердечко, он в блаженном восторге все позабыл, кроме своего Создателя.
Отпустив к земле цветы и бутончики, голубой цветочек залился румянцем смущения и умоляющим голосом пролепетал: «Господи! Отец всего создания, прости меня, я не мог оторвать от Тебя взоров моих и позабыл самого себя. Если тебе будет угодно, повтори мое название, я никогда его не забуду…» Господь посмотрел на цветочек и произнес: «Вины нет в том, что ты забыл самого себя, Меня ты только не забудь» и удалился.
Цветок так и остался в блаженном состоянии Божественного восторга…
С тех пор он сделался любимцем всех и каждого. Господь наградил его за любовь к Себе прекрасным именем Незабудка.
Вложи и ты в свое сердце завет Господа, данный незабудке: «Меня ты только не забудь!»
Сл:Можно мне сорвать несколько цветочков и подарить маме?
Ул:Да, да. Конечно можно.
Сл:Моя мама будет так рада. Ведь я ее только всегда огорчаю, только плачу и плачу…
В:Улыбка взяла Слезку за руку и они вместе пошли к маме Слезки.
Сл:Мамочка! Это моя подружка! Мы с ней познакомились в парке.
Мама:Это Улыбка?
Сл:Как же, мамочка, ты догадалась, что ее так зовут?
Мама:Она так мило улыбается и такая жизнерадостная. Хорошая у тебя подружка!
В:С тех пор Слезка больше не плачет. И даже, когда очень обидно и очень больно, только хмурится и то ненадолго.
4. Беседа по содержанию сказки. У: Кто из девочек поделился добротой с другими? Как?
- Трудно ли было Улыбке сделать это?
- Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). (слайд 5)
- Доброе слово – хороший помощник.
У:А теперь прочитайте хором пословицу на слайде “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”. (слайд 6) - Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают) У: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Слайд 7)
- Что это значит? Как понимаете слова этой пословицы? У: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей) У: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у розы из сказки, которую покажут нам сейчас ребята.
У:Цветы собрались как – то на поляне. Давайте мы сейчас с вами туда заглянем. Послушаем, о чем идет там речь. И пользу постараемся извлечь.
Роза:Прекрасной Бог создал меня не зря.
Мне лепестки раскрасила заря,
Мне славу воссылают соловьи…
Сирень:Меня замучили козы, они меня всю съедят. Помоги мне.
Роза:Возьми, сирень, мои шипы. Они тебе помогут.
Тюльпан:Роза, если ты такая добрая, подари мне свой замечательный
аромат.
В:И роза, не задумавшись, подарила в ту же минуту.
Тюльпан:Ах! Я пахну!
Роза:Мне не жаль!
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета.
- Чему нас может научить эта мини сценка?
- Кто из вас знает, как называется поступок, когда кто-то спасает другого? (подвиг, самоотверженный поступок)
- Это хорошее качество или плохое?
- К этому уроку вы нарисовали свои добрые дела, которые выполняли в своей жизни. И сейчас некоторые ребята поделятся с нами своими добрыми делами.
На слайдах рисунки детей, по которым дети описывают свои добрые дела.
(слайды 8 - 12)
5. Продолжение темы. У: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? (слайд 13) На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, месть, ложь, драка, обида). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети записывают добрый поступок на приготовленных листочках и кладут свою “капельку” на чашу весов.
- В жизни, как и в сказке, добро всегда побеждает зло.
У:А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:
1. Если с другом разделил (слайд 14)
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех (слайд 15)
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь, (слайд 16)
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это- просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз, (слайд 17) Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг, (слайд 18)
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
8. - Но как бы нас жизнь ни ломала, (слайд 19) В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
9. Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
10. Не стой в стороне равнодушным (слайд 20) Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
11. И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
7. Итог урока. У: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (слайд 21).
У:Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей)
- Что надо делать, чтобы наша планета стала добрее? (Ответы детей)
- а что вы для себя решили? Что вы хотели бы изменить в своем поведении?
- Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню “Дорогою добра”. (Исполнение песни детьми)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Уважаемая Татьяна Снергеевна! Подскажите, пожалуйст, где можно скачать полностью ваш урок и презентацию к этому уроку. У меня как раз в первом классе открытый урок по этой теме будет..Я аттестуюсь . Буду очень благодарна за помощь. заранне спасибо
На: Урок доброты
Уважаемая Татьяна Снергеевна! Подскажите, пожалуйст, где можно скачать полностью ваш урок и презентацию к этому уроку. У меня как раз в первом классе открытый урок по этой теме будет..Я аттестуюсь . Буду очень благодарна за помощь. заранне спасибо