Повторение известного учащимся материала (об изменении численности населения).
Учитель:
- Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему «Население мира» (см. приложение).
- Какие разделы этой темы вам уже известны? (ответы).
- Но, а теперь немного статистики.
Численность Земли более 6 млрд. человек,
Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка,
Каждую минуту 175 человек,
Каждый час – 10,4 тыс. человек,
Каждые сутки – 250 тыс. новых Землян,
Каждую неделю на Земле добавляется новый город, например как Гамбург - 1,5 млн. человек,
Каждый месяц появляется население такой страны, как Австрия – 8 млн. человек.
- Но есть и такой печальный фактор, который приводит к смерти. Это недоедание. Обратите внимание на карту, где показана доля населения, получающая недостаточное питание. Как вы видите самый высокий показатель 35% приходится на какие страны? (Африка, Южная Азия, Монголия).
- В целом в мире систематически недоедают 815 млн. человек.
- И ежедневно умирают в мире 35 тыс. человек. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн. человек.
- Но, несмотря на это, жизнь продолжается и за тот же год на Земле рождается 96 млн. маленьких человечков.
- И в заключении обратимся к карте «Типы воспроизводства населения». Назовите страны с 1 и 2 типом воспроизводства населения.
1 – до 12 человек на 1000 жителей
2 – свыше 12 человек.
- Если бы, начиная с поры, жившей за 10 тыс. лет до н. э., человеческий род ежегодно увеличивался на 1% , то к настоящему времени из человеческих тел образовался бы шар диаметром в несколько световых лет, а поверхность его увеличивалась со скоростью, в несколько раз превышающей скорость света.
- Конечно же, зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности Земного шара.
- Начало эры 230 млн. человек → более 6 млрд. человек (слайд).
- В конце 18 в. английский ученый Томас Мальтус в своей книге «Опыт о законе народонаселения» доказал, что рост продуктов питания все больше отстает от роста населения и тем самым заложил основы «Демографической политики», которая является также одним из разделов темы «Население мира». Об этом мы и будем говорить.
1) выявлять особенности демографической политики
2) выделять проблемы
3) находить пути их решения
Учащиеся:
Создание проблемной ситуации о демографической политике (беседа, слайдовые презентации, глоссарий)
- Как вы считаете, что такое демографическая политика? (ответ).
- Посмотрим глоссарий (читаем) – определение.
- Значит, основными показателями демографической политики является: (рождаемость и естественное движение населения). Мы с вами уже говорили о 1 и 2 типе воспроизводства населения, а что значит нулевой и отрицательный? (ответ).
III. Этап решения новой учебной задачи
Демографическая политика в странах с разными типами воспроизводства населения (методы, знаковая фиксация, тетради, слайды, театрализованное представление, дебаты)
Учитель:
- Но, а сейчас мы создадим исследовательские группы – по разным типам воспроизводства населения для того, чтобы выяснить, как они могут влиять на демографическую политику (подготовка 5 мин.)
Учащиеся:
- Выступление представителей из групп
- На доске записываются примеры стран
- Показ их на политической карте мира
Учитель:
Спасибо!
- Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини-спектакле. Кто желает?
Учащиеся:
СценкаI.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
Второй: А у тебя все тот же старенький «Пежо».
Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..
Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (обыграли сюжет).
Учитель:
- Спасибо, а сейчас антракт – физ. минутка.
Учащиеся:
СценкаII.
Диалог между мужем и женой.
Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж: Ой, Господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
Учитель:
- Спасибо. В каких странах могут происходить данные действия? Назовите типы воспроизводства населения?
- А мы вновь вернемся к странам, а точнее к России. Недавно В.В. Путин отвечал на вопросы граждан, среди которых были и вопросы по нашей теме. Внимательно ознакомьтесь с текстами предложенных вам газет и найдите основные моменты, связанные с демографической политикой (дебаты).
IV. Рефлексия урока
Видеосюжет, моно и диалог с представителем городского кабинета планирования семьи
- Но, а теперь предлагаю посмотреть, что думают и говорят о демографической политике ваши сверстники и преподаватели (видеоролик)
- Всех нас интересует демографическая ситуация и в городе. Поэтому я пригласила на наш урок Светлану Владимировну Груничеву – заведующую городским кабинетом планирования семьи. (Выступление)
Вопросы? Спасибо!
Заключительное слово учителя
Представьте себя депутатами городского совета. Какие мероприятия, предложения, могли бы вы внести для улучшения демографической ситуации у нас в городе? (дебаты)
- Многие ваши предложения заслуживают внимания и они, возможно, могут повлиять на демографическую ситуацию у нас в городе.
Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание
Творческое
Подготовить презентации в компьютерном или рукописном варианте о демографической ситуации в ваше расширенной семье (это с учетом ближайших родственников, бабушек, дедушек и т.д.)
Рецензия
на конспект урока (с приложением)
по теме: демографическая политика учителя географии высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №8»
Калашниковой Ирины Петровны.
Урок по теме: демографическая политика был проведен в 10Т классе. Цель - познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения. В ходе урока были сформированы знания о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической социальной географии. Выявлены закономерности динамики численности населения, совершенствовались самостоятельные навыки работы со статистическим материалом. Содержание всего урока направлено на воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.
Тема урока актуальна, так как продиктована не стабильной по численности населения сложившейся в стране и мире. Автор работы достаточно хорошо информирован о существующих проблемах, в полной мере излагает особенности демографической политики.
Изложение теоретического материала осуществлено грамотно, прослеживается личная позиция о мероприятиях, проводимых странами с первым и вторым типом воспроизводства населения.
На этапе повторения ранние изученного материала подобраны статистические данные о численности населения Земли. Представлен картографический материал, графики. На этапе изучения новой темы уместно использована информационная справка, групповая работа позволяющая учащимся работать с дополнительной литературой, картами, прессой, глоссарием. На этапе закрепления предлагается – мини спектакль, где учащиеся показали свои артистические способности. В итоге они определяют тип воспроизводства населения и сложившуюся демографическую политику. Удачной методической находкой учителя является: запись интервью с учащимися школ №8 и №6. Выступление представителя городского кабинета планирования семьи на уроке.
В заключении учащиеся оживленно включаются в дебаты о демографической ситуации в городе, вносят свои предложения об увеличении темпов рождаемости, пособиях на детей, затрагивают социальные вопросы.
Логичным завершением урока стало творческое домашнее задание: подготовить презентации о демографической ситуации в своей «расширенной семье».