Submitted by Равил Шамильевич Байбеков on Wed, 10/11/2010 - 07:42
«Эффекты взаимодействия» (игра по динамике 10 класс).
Цель: в игровой форме рассмотреть разнообразные взаимные действия тел друг на друга; обобщить , закрепить знания о законах динамики и о тех физических понятиях, которые связаны с взаимодействиями.
Оформление: выставка литературы для дополнительного чтения.
Подготовка к игре: ребята делятся на две команды, равной по силе, выбираются капитаны команд.
Ход игры.
Вступительное слово учителя.
В физике по современным данным различают четыре вида взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. С их проявлением мы встречаемся, изучая явления, происходящие во Вселенной, на планетах Солнечной системы, исследуя вещества, живую клетку, атом и элементарные частицы. Классическая механика Ньютона рассматривает два вида взаимодействий - гравитационное и электромагнитное .Называя игру «Эффекты взаимодействия», мы имели в виду не только два вида взаимодействий, но и важный факт, который установил Ньютон из наблюдений за движениями тел, а именно: действие одного тела на другое не является односторонним - тела взаимодействуют, сообщая друг другу ускорения.
Мы посвятили эту игру рассмотрению разнообразных взаимных действий тел друг на друга.
Разминка «Только о силах»
Ведущий.Слово сила в обычной речи имеет много значений и допускает множество толкований. Например, об участниках данной игры можно сказать: «Все принялись за работу со свежими силами»; «Будут сражаться изо всех сил»; «Победит в соревновании сильнейший».
Присутствующие могут принести своей команде дополнительные очки, если дадут определение физического понятия «сила» и приведут примеры различных сил, встречающихся в природе, систематизируя их по трем видам: сила упругости, сила трения и сила тяготения.
Затем присутствующие заслушивают ответы. Жюри оценивают ответы в один бал.
Вопросы первой команде.
1Под действием каких сил Земля вращается вокруг Солнца и почему она «не падает» на него?
2 Как нужно потянуть за конец нити, намотанной на катушку, чтобы катушка: а) удалялась от экспериментатора; б) приближалась к нему? Ответ обосновать рассмотрением сил и подтвердить опытом.
Вопросы второй команде.
1 Почему человек может бежать по тонкому льду и не может на нем стоять, не проваливаясь?
2 Можно ли поставить на край стола плоскую коробку от конфет так, чтобы её большая часть свешивалась над полом? Осуществите своё предположение, используя предметы, выставленные на столе, но чтобы не видели зрители.
За каждый правильный и полный ответ начисляется один бал.
Конкурс «Внимание: невесомость!»
Цель этого конкурса- выяснить знания учеников о странном на первый взгляд физическом явлении: когда исчезает вес тела; рассмотреть, выполняются или нет в этой ситуации изученные на уроках физические закономерности.
Учитель.Невесомость – удивительное состояние. Удивление вызывает тот факт, что при наличии сил тяготения исчезает вес тела. Физики по этому поводу шутят: «В условиях невесомости так же, как в условиях весомости, за исключением отсутствия веса, в связи с чем при невесомости все выглядит не так, как в условиях весомости».
Примечание: Для конкурса надо нарисовать на одном листе друг под другом: перьевую ручку, барометр- анероид, космонавта, плывущего в кабине космического корабля, пружинный динамометр, весы, а на другом: сосуд с водой, на поверхности плавает тело; чайник, наклоненный, чтобы из него вытекала вода; сообщающий сосуд с жидкостью.
(Помощники выносят стенд, на котором посередине прикреплен лист бумаги с первой серией рисунков. Приглашаются два участника. Они должны ответить на вопросы, которые поочерёдно зачитывает ведущий, свои ответы в виде «да» или «нет» участники записывают на стенде.)
Ведущий. В невесомости, при свободном полёте космического корабля:
1 Пишет ли перьевая ручка?
2 Космонавт, при свободном полёте стукнулся о предмет. Испытал ли он боль?
3Можно ли измерить давление воздуха в космическом корабле барометром- анероидом?
4 Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?
5 Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?
Жюри оценивают ответы.
Конкурс «Действие и противодействие» (перетягивание каната)
Хорошо известно, что не всегда достаточно легко определить силы, возникающие в результате их взаимодействия. Могут возникнуть и забавные ситуации, например с лошадью, запряжённой в телегу. По закону физики на телегу и на лошадь действуют одинаковые по величине, но противоположно направленные силы. А почему же все- таки лошадь везёт телегу?
Цель конкурса- ещё раз показать учащимся, как понимать третий закон Ньютона.
Вопрос. Если по законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то команды тоже действуют на канат с одинаковыми по модулю и противоположными по направлению силами. Почему же все- таки одна команда выигрывает?
Затем проводится состязание на перетягивание каната. Жюри оценивает конкурс двумя баллами: один - за правильный и полный ответ, другой за превосходство в ловкости и силе.
Конкурс «Взаимодействие на дорогах планеты»
При подготовке за неделю до состязания учитель должен объяснить участникам конкурса, что им предстоит дать полезные советы начинающим автолюбителям (одна команда) и велосипедистам (другая команда), связанная с преодолением поворота, т.е. чтобы сделать движение на повороте более безопасным. Для этого необходимо рассмотреть взаимодействие земли, транспортных средств и водителя; рассмотреть силы, действующие в данной ситуации. Свои рекомендации можно иллюстрировать рисунками.
Вопросы 1 команде.
1 Почему на повороте не следует резко тормозить. Предположим, вы уже совершили поворот и вдруг решили, что едете слишком быстро. Что произойдёт, если вы резко нажали на педаль тормоза? Почему?
2Гонщики нажимают на педаль газа, выходя из поворота, но не на повороте. Почему?
3Опытные водители рекомендуют при торможении на скользкой дороге не выключать сцепление, т.е. не отсоединять колёса двигателя. Почему?
Вопросы 2 команде.
1Все видели, что велосипедист на повороте наклоняется. Угол наклона зависит от скорости движения и от радиуса окружности. А зависит ли угол наклона от массы велосипедиста, т.е. должен ли угол наклона быть одинаковым при той же скорости для отца и его десятилетнего сына? Ответ обосновать.
2Почему при выполнении поворота на влажном асфальте велосипедист должен предусмотреть появление опасного скольжения?
3Почему на автострадах и велосипедных треках у крутых поворотов дороги сделаны с наклоном к центру вращения?
Ведущий знакомит с заданием, которое они получили до встречи, и предлагает начать выступление. Полезный совет оценивается в один бал.
Конкурс «Поездка в автобусе»
Все присутствующие, поделившись на болельщиков, должны представить себя пассажирами автобуса. Каждый получает надутый шарик и держит его за ниточку в левой руке, поднятой вверх. Этим шариком надо показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья, т.е. относительно Земли, в разных ситуациях, возникающих при движении в автобусе. Например, автобус резко или плавно отъезжает от остановки, резко или плавно тормозит, подъезжает к ней; делает на большой скорости правый или левый поворот; движется по шоссе равномерное и прямолинейно.
Конкурс построен по типу детской игры на внимание.
Ведущий информирует, как движется автобус в данный момент. Информация подаётся эмоционально в быстром темпе и беспорядочно.
Жюри следят как болельщики реагируют на команды и начисляют от одного до трёх баллов в зависимости от ошибок.