Submitted by анна витальевна крисак on Tue, 09/11/2010 - 15:11
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы должны научиться определять область и границу, повторим состав чисел от 2 до 6, сложение и вычитание в пределах 6, а так же будем развивать речь, логическое мышление, память и внимание.
Мы пришли сюда ... (учиться)
Не ...(лениться), а ... (трудиться).
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация опорных знаний.
2.1 Точки и линии. Ориентирование в пространстве.
-Откройте тетради.
- Поставьте красным цветом точку А и проведите через неё замкнутую линию зелёным цветом.
- Поставьте точку О на замкнутой линии.
- Поставьте точку К так, чтобы она находилась внутри замкнутой линии.
- Поставьте точку Р так, чтобы она находилась снаружи, слева от линии.
СЛАЙД 1
Открывается шторка. Сверка с чертежами учащихся.
2.2 Устная работа. «Весёлые задачки»
СЛАЙД 2. (Воздушные шары)
Ученики на цифровых веерах показывают ответы. Проверка–шарики лопаются. Соревнования между рядами.
vТри подружки – три сестрицы заплели по две косицы.
Задаю я вам вопрос: «Сколько кос?» (6)
vЧетыре тёплых варежки связала внукам бабушка.
Кто ответит из ребят: «Сколько у неё внучат?» (2)
vЖили-были в городе три брата и имел сестричку каждый из троих.
Давайте сообразим, ребята: «А сколько же всех вместе было их?» (4)
vБежали по дорожке гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало той дорожкой по полю? (8)
III. Открытие нового.
3.1 Игра «Расшифруйте слово»
СЛАЙД 3 (Лягушка)
- Вставьте число, которое будет выдавать лягушка в нужный пример.
Лягушка выдаёт ответы в случайном порядке, ученики вставляют маркером на ИД ответ в нужный пример.
- Назовите буквы в порядке возрастания чисел.
Учитель маркером вставляет буквы в рамки.
4+1 = (5) (А) 2+2 = (4) (Т)
5-3 = (2) (А) 6-3 = (3) (Р)
3-2 = (1) (К)
- Прочитайте полученное слово. (Карта)
-Объясните его значение (1 –карта –уменьшенное изображение на бумаге города, страны, поверхности земли и т.д.; 2 – игральная карта)
СЛАЙД 4 (Информационные кнопки)Появляется текст и соответствующая картинка.
- Нас с вами интересует слово «карта» в его первом значении.
3.2 Знакомство с геометрическими понятиями: область, граница.
Работа по учебнику – тетради.
v№1 с. 60
- Что изображено? (Карта)
- Прочитайте название. (Московская область)
- Назовите города, расположенные в Московской области.
(Историческая справка: Бородино – в 1812 г. в Отечественную войну с Наполеоном здесь произошло исторической важности сражение и в 1941 г.; Клин – в этом городе находится дом-музей П.И. Чайковского, знаменитого русского композитора.)
- Где нарисованы бабочки? (Слева, вне территории)
- Как можно назвать линию вокруг Московской области? (Замкнутая линия или граница).
- Территория внутри границы называется областью.
3.3 Обозначение границы.
v№2 с.60
- Обозначьте границу зелёным цветом.
- Заштрихуйте область жёлтым цветом.
- Назовите местоположение каждой точки.
(Точки Б.Д – вне области, снаружи; точки М, К – на границе области; точки А.В – внутри области.
IV. Закрепление пройденного.
4.1 Обозначение границы.
v№3 с.60
- Отметьте точку А на границе области.
- Точку У за границей области.
- Точки О,С внутри области.
СЛАЙД 5(Чертёж, закрыт шторкой)
Далее показ на доске учащимися с доказательствами ответов.
- Можно ли из т.О провести линию в т.С, не выходя за линию области? Докажите.
- Можно ли из провести линию из т. О в т.А, не выходя за границу области? Докажите.
- Можно ли из провести линию из т. О в т.У, не выходя за границу ? Обоснуйте своё мнение.
4.2 Области и границы.
Раскрасить области и обвести границы по образцу.
v
v№4 с.60.Самостоятельная работа.
Физкультминутка.
Класс наш прыгает опять - 1,2,3,4,5! (Прыгают)
А потом у нас прогулка, каждый шаг чеканим гулко (Ходьба на месте)
Мы учиться все готовы и за парты сядем снова.
V. Повторение пройденного материала.
5.1 Решение примеров вида ( )+3; ( )-3; ( )+4; ( )-4.
СЛАЙД 6 (Вопрос-ответ)
Учащиеся сверяют свои ответы с доской.
№5 с.61
1+3=... 6-3=.... 1+4=.... 6-4=....
2+3=... 5-3=... 2+4=... 5-4=...
3+3=... 4-3=...
5.2 Решение примеров в несколько действий.
v6 с. 61 Самостоятельно. (5)
5.3 Игра «Найди ошибку». Групповая работа в парах.
- Найдите ошибки, если они есть и исправьте их.
СЛАЙД 7. (Водоворот)Учащиеся выходят к доске и проверяют правильность ответов.
№7 с.61 3+2=5 4-3=1 3<5
6-4=2 3+3=6 4>6
5+1=4 6-1=5 6>1
Физкультминутка для глаз.
Круговые вращения глазами – по 10 раз в одну и другую сторону.
5.4 Логическая игра «Пятый лишний»
-Назовите лишний предмет и докажите.
Пальчиковая гимнастика.
Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет? Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.
5.5 Письмо по образцу в тетради. (После предварительного анализа)
VI. Итог урока. С какими геометрическими понятиями познакомились? Попробуйте ещё раз объяснить, что такое «область», «граница»?
СЛАЙД 8 (Весёлый клоун)
Обоснование необходимости использования ИД на этапах урока
по математике «Области и границы»
Использование ИД позволяет логически связывать этапы урока, т.к практически каждый этап урока начинается с показа очередного слайда, что наглядно позволяет учащимся видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.
Использование презентации позволяет наглядно представить изучаемый материал очень красочно и ярко, что является немаловажным, если учитывать возрастные особенности учащихся.
№ слай
дов
Что показывает
слайд.
Как применяется слайд.
Обоснование необходимости использования ИД
1
Замкнутая линия с точками, расположенными на этой линии и вне её. Шторка.
Сначала учитель проговаривает, что надо делать, затем учащиеся сверяют свои чертежи с чертежом на ИД.
Проверка умения ориентироваться в пространстве. Развитие умение мыслить самостоятельно и исправлять ошибки в чертеже.
2
Ответы к «Весёлым задачам», скрытые за воздушными шарами.
Учитель читает «Весёлые задачи». Дети на цифровых веерах показывают ответы. Затем шарик лопается и дети узнают правильный ответ. Соревнования между рядами.
Развитие умения работать в коллективе, сопереживать за товарищей, уметь быть толерантными в соревнованиях, развитие логического мышления, памяти, концентрации внимания.
3
Генератор чисел. Лягушка.
На доске примеры с пропущенными ответами и с соответствующей буквой. Лягушка выдаёт случайные ответы, ученики вставляют их в нужный пример. Расположив ответы в порядке возрастания, учитель маркером вписывает слово «карта» в квадратики.
Развитие мотивации, вычислительных навыков.
4
Информационные кнопки.
Под кнопками содержится информация о многозначности слова «карта» и рядом – соответствующие картинки.
Развитие кругозора и поддержки интереса к открытию нового.
5
Точки, расположенные на границе области, в её пределах и за пределами области. Закрыто шторкой.
Шторка открывается и ученики сверяют правильность своего чертежа и чертежа на ИД.
Эффективное и интересное восприятие информации. Выяснение усвоения нового, выяснения уровня знаний.
6
Вопрос-ответ.
На одной стороне пример, на другой – его решение.
Проверка правильности ответов, организация познавательной деятельности. Развитие информационной и коммуникативной компетенции.
7
Водоворот
Ученики у доски с помощью маркера посылают правильные ответы в водоворот с буквой «В», а неправильные – в ответы с буквой «Н».
Развитие умения работать в парах, вычислительных навыков. Развитие заинтересованности к предмету.
8
Весёлый клоун.
Клоун хвалит ребят, создаёт всем соответствующий эмоциональный настрой, хорошее настроение.
Формирование рефлексии своей деятельности, наглядное представление результатов своей деятельности.