Тема: Знакомство с понятиям «звукоподражание». Стихотворение С. Черного "Песня мухи"
Submitted by Василина Губанова on Tue, 09/11/2010 - 09:18
Ход урока:
- Кажется,совсем недавно мы научились читать, и вот уже путешествуем по замечательной стране - Стране Литературии. Откройте форзац учебника,вспомним, какие области мы посетили.
- А сейчас мы отправимся в Сады поэзии. Найдите их на карте. В этих замечательных садах есть один прекрасный уголок – Поэзия Серебряного века, замечательная, удивительная, волшебная. Вот туда-то мы и отправимся.
Музыка, экран,видеосюжет.
- Здесь,в саду живёт поэт – повелитель природы. Это очень странный поэт. Он пишет стихи,забираясь в воду или залезая на вершину дерева. Догадайтесь,зачем он это делает?
- Ответы детей, высказывающих самые разные предположения.
Слайд. Портрет К.Бальмонта.
- Во многом вы правы. Поэт Константин Бальмонт считал, что только так, слившись с природой, он сможет её лучше почувствовать и рассказать об этом своим читателям. Хотите услышать, что происходит ночью на болоте?
- Что вы услышали во время чтения этого стихотворения?
- Шуршание и шелест камышей, засасывающие звуки сырого болота.
- Что помогло вам услышать эти звуки?
- Повторялся звук «ш», похожий на шуршание; повторялись звуки «ч»,»о»,похожие на звуки болотной жижи под ногами .
- А теперь я открою вам волшебное слово, с помощью которого вы сами сможете заставить зазвучать и ветер, и гром, и дождь, и многое другое. Это слово – звукоподражание.
Слайд
- Какие звуки нужны, чтобы передать грохот грома? Звук капель дождя, вой ветра?
Творческое задание: Придумайте предложение, слово, в котором бы слышалась гроза , шипящая змея, плеск волн…
Работа с учебником.
Слайд : Портрет Саши Чёрного.
- Я прочитаю стихотворение ещё одного замечательного поэта - Саши Чёрного. «Песня мухи». Внимательно прослушайте его и скажите, каким приёмом воспользовался поэт, чтобы мы не только увидели, представили муху,но даже и услышали её.
Зу-зу-зу-
Пол внизу…
Я ползу по потолку
В гости к чёрному крючку…
Зы, как жарко, зу-зу-зу,
Ах, как чешется в глазу!
На клеёнке на столе
Капля сладкого желе…
Зы-зы, мальчик, это что?
Взял, слизал, а мне-то что?..
Зынь-дзынь!
Полечу скорей в окошко.
Там за ёлкой на дорожке
Много корочек от дынь.
Дзынь!
- Так каким же приёмом воспользовался поэт, чтобы мы не только увидели, муху, но даже и услышали её?
- Поэт часто повторял звуки «з», «у», как жужжание мухи.
Прочитайте самостоятельно стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
Чтение стихотворения детьми.
Слайд : Путешествие по саду. Видеофрагмент.
Учитель: А теперь мы отправимся дальше по нашему саду поэзии и зайдем в гости к ещё одному необычному поэту. Он может видеть мир не только своими собственными глазами,но и глазами разных животных.
Слайд: собака.
Чтец:
Высока луна Господня,
Страшно мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно, замирает
Всё вокруг.
…Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след…
под холодною луною
Я одна.
Нет, невмочь мне – я завою
У окна.
- Что чувствует собака ночью?
- Собаке страшно, скучно, она тревожится, чуя чужой запах…
Слайд: Портрет Фёдора Сологуба
- Это стихотворение написал Фёдор Сологуб. Он, как волшебник, словно превратился в собаку и сумел передать всё то, что она чувствует, посмотрел на мир её глазами.
Работа с учебником.
- Давайте посмотрим на мир глазами других животных. Прочитайте стихотворения «Муравей» и «Зебра». Приготовьтесь к выразительному чтению вслух, попытайтесь передать, что чувствуют муравей и зебра.
Выразительное чтение стихотворений вслух.
Можно ли сказать, что поэты очеловечили муравья и зебру, использовали олицетворение?
Творческое задание: Пофантазируйте, что может чувствовать, о чём может думать:
Муха на потолке;
Рыбка в аквариуме;
Черепаха в коробке.
Домашнее задание: Сочинить рассказ от лица какого-нибудь животного. Обогатить свой рассказ, добавив звукоподражание.