ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дерновая Т.А.,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 1, г. Бутурлиновка
Воронежской области
Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования:
во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и даёт подчас весьма призрачные результаты её внедрения;
во-вторых, не всегда учителя чётко представляют, что такое «личностно ориентированное обучение» и не могут его реализовать, то есть не умеют изменить те моменты своего взаимодействия с детьми, которые разрушают значение учебной деятельности для каждого ученика.
Существует педагогический опыт различных инновационных учреждений, в той или иной мере опирающихся на концепции личностно ориентированного и развивающего обучения: школа-парк (М.А. Балабан), школа «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина), школа самоопределения (А.Н. Тубельский), школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) и другие.
Теоретические разработки по данному вопросу нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, Н.А. Алексеева и других.
Именно особенности воспитания и обучения в 7-10-летнем возрасте определяют траекторию развития личности в среднем и старшем звене школы и его дальнейшее профессиональное становление.
Изучение массовой практики свидетельствует о том, что многие учителя
затрудняются даже в ответах на вопросы о сути развивающего, личностно ориентированного подходов, их отличий от индивидуального и дифференцированного, не имеют чётких представлений об их осуществлении на том или ином этапе педагогической деятельности: при изучении личных качеств учащихся, определении задач его обучения и воспитания с учётом особенностей, использовании приёмов проведения уроков, анализе эффективности воздействия на личное развитие ученика.
Решающее отличие заключается в том, что с самого начала целью обучения и всё обучение построено так, чтобы в каждом своём пункте работать именно на развитие, чтобы это развитие выступало явно, отчётливо, было заметно и служило существенной основой для дальнейшего образования.
Решение данных проблем предполагает рассмотрение целого ряда вопросов, однако, наиболее важным из них по-прежнему является эффективное использование потенциальных возможностей урока. У ребёнка необходимо сформировать определённые способности (рефлексию, анализ, планирование). Предметом совместной работы учителя и ученика становится не материал, а учебная деятельность, суть которой в овладении учеником обобщённым способом действий. Учебная деятельность — как бы модель исследовательской деятельности, универсальный подход, направленный на самоизменение ученика.
Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность. Наиболее эффективными в этом плане оказываются следующие формы организации:
o коллективная поисковая деятельность,
o групповое сотрудничество детей при решении учебных задач,
o партнёрское взаимообучение и взаимоконтроль.
Предполагается:
- применение всевозможных педагогических приёмов для актуализации и обобщения опыта ребёнка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- создание для учащихся ситуации успеха;
- проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учащихся к осуществлению продуктивной коллективной и индивидуальной работы.
Структура урока не предполагает следование жестким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.
Личностно ориентированные уроки рассчитаные на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставят учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию — быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления. Урок становится учебной ситуацией, той «сценической» площадкой, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Вся деятельность должна опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, раскрытие его субъектного опыта. Учитывается не только социальный статус ребёнка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие, прежде всего реализовывать себя в познании.
Обучение способствует развитию теоретического мышления, формирует интерес к знаниям, не пропадающий при переходе из класса в класс, желание, а главное умение учиться, умение изменять и совершенствовать себя.
|