Submitted by Любовь Викторовна Морунова on пн, 08/11/2010 - 23:11
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. Н.В.Кузьмина
«Многообразие паукообразных»
(открытый урок 7 класс)
Учитель биологии: Морунова Л.В.
2009 год
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с характерными признаками паукообразных как сухопутных животных.
2. Продолжить формирование умения сравнивать объекты и делать выводы.
3.Воспитание правильных гигиенических привычек.
4.Воспитание любви к природе.
Оборудование:
1.Фотографии животных.
2.Видиофиль «Паукообразные».
3.Презентация «Многообразие Паукообразных».
4.Текст «Размножение Паукообразных».
5.Дидактические карточки на сравнение биологических объектов.
Ход урока:
l. Орг. момент.
ll. Повторение материала по теме Ракообразные.
1.На карточке. Задание 1.
Установите соответствие между характеристиками, и типами к которым они принадлежат.
ХАРАКТЕРИСТИКАТИПЫ
А) тело мягкое1) Тип Моллюски
Б) тело состоит из головы, груди и брюшка 2)Тип Членистоногие
В) тело состоит из туловища, головы и ноги
Г) есть раковина
Д) наружный скелет из хитина
Е) членистые конечности
Ж) нервная система узлового типа
З) нервная система – разбросанно-узлового типа
2.НА ДОСКЕ. Задание 2.
Из предложенных рисунков выбрать представителей типа Членистоногие.
3.ИГРА: « Интересное из жизни….»-сообщение учеников о ракообразных.
4.УСТНО: Среда обитания и внешний облик речного рака.
lll. Изучение темы урока.
1.Актуализация знаний. (На доске изречение «Пауки повсюду - но они не страшны»).
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о загадках второго класса типа Членистоногие – класса Паукобразные. Чем пауки отличаются от других Членистоногих? Почему они первыми освоили сушу? Почему их пищей становятся представители родственного типа- типа Членистоногие? Мы постараемся ответить на эти вопросы. А вначале посмотрим презентацию, подготовленную Голдовой Алиной «Многообразие Паукообразных».
2.Презентация «Многообразие Паукообразных»5 минут.
(на последнем слайде рак, скорпион, паук)
3.Строение Паукообразных. (Беседа, работа с тетрадью)
Работа с последним слайдом.
Учитель:Первая загадка Пауков – почему их выделили в отдельный класс?
Вопросы:
· Какие признаки позволяют отнести паука к типу Членистоногие? (членистые конечности, хитиновый покров, отделы тела)
· Какие различия есть в строении ракообразных и паукообразных?
· Сколько ног у паука? (пары)
· На какие отделы делится тело паука? (головогрудь и брюшко)
· Чем отличается строение головогруди паука от головогруди рака?(несколько глаз, есть хелицеры, нет усиков)
· Какие глаза у паука? (простые и расположены в 2 ряда)
· Паутинные бородавки.
(записать в тетради особенности внешнего строения паукообразных)
Учитель: мы видим, что у паука есть признаки типа Членистоногие и признаки, отличающие его от ракообразных. Пауки первыми освоили сушу. Давайте подумаем, какие особенности позволилипаукообразным выйти на сушу?
(дыхание при помощи легких и трахей, дыхальца на брюшке, покров должен защищать от высыхания, возможность питаться на суше)
(записать в тетради: дыхание при помощи легких и трахей).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Угадай, рак или паук» 1 минута. (закрепление особенностей строения паукообразных). Руки вверх – рак, руки в стороны – паук, наклон вперед – рак и паук.
ü 10 ног (рак)
ü 8 ног (паук)
ü дышит легкими (паук)
ü дышит жабрами (рак)
ü хитиновый покров (рак и паук)
ü глаза простые (паук)
ü глаза сложные (рак)
ü отделы тела головогрудь и брюшко (рак и паук)
4.Особенности питания Паукообразных.
Учитель:вторая загадка пауков связана с особенностью питания. Для них характерно внекишечное пищеварение. Давайте посмотрим видиофильм и ответим на вопросы:
· Как паук ловит свою добычу? (при помощи паутины)
· Как он узнает о приближении добычи? (по дрожанию паутины)
· Почему пищеварение пауков называется внекишечным? (происходит вне организма)
· Известно, что первыми обитателями суши были скорпионы, а чем по вашему они питались и как это доказать?(были хищниками, других животных не было)
· Почему у раков органы выделения на голове, а у пауков на брюшке?(больше органов)
· Верно ли выражение «Если в доме есть пауки, там не будет мух»
· Почему многие люди бояться пауков?
· Почему присосавшегося клеща нельзя удалять при помощи ядовитых жидкостей?
Домашнее задание: прочитать §25 ,ответить на вопрос №2,подготовитьсообщение на тему «Как пауки могут использовать паутину?»
V. Выводы по уроку.
Рефлексия. И так нужно ли бояться пауков?
Приложение1
Размножение и развитие пауков.
Спаривание пауков происходит в конце лета. Этому предшествует своеобразное «заигрование» проворного в своих движениях самца с малоподвижной в это время самкой, «хозяйкой» паутины.
Когда самец приближается к самке, он должен четко «назваться», иначе рискует погибнуть.
Подойдя к сети невесты, самец, подергивая паутину, подает ей опознавательный сигнал, говоря ей, что это «ухаживание», а не обед. Самец издали протягивает избраннице пойманное на такой случай насекомое, плотно обернутое паутиной. После окончания спаривания самец поспешно удаляется, так как поведение самки в это время коренным образом изменяется: она относится к своему супругу только как к возможной добыче и нередко умервщляет нерасторопного самца.
Осенью оплодотворенная самка делает желтоватый кокон из особого сорта паутины и откладывает в него несколько сотен яичек. Этот кокон паучиха прикрепляет где-нибудь в укромном месте. Весной из него вылупятся множество крошечных паучков, которые первое время держаться вместе, сплетая общее гнездо величиной с горошину.
Самки скорпионов не откладывают яиц. Они их вынашивают в особых выводковых камерах. Беременность длиться до года. После чего рождаются крошечные белые малыши. Мать ловит их и сажает себе на спину. Если кто-то из них свалится, мать находит его по запаху и подбирает. Через 7-12 дней дети впервые линяют – сбрасывают ставшую тесной жесткую оболочку и растут, пока новая не затвердеет. После этого они спрыгивают с матери и начинают самостоятельную жизнь.
Половой каннибализм– поедание особей одного пола особями противоположного пола.