Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока "Многообразие паукообразных"

Submitted by Любовь Викторовна Морунова on пн, 08/11/2010 - 23:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Морунова Любовь Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №6 им. Н.В.Кузьмина, г.Сердобск, учитель биологии
Регион: 
Пензенская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Коспект урока по теме "Многообразие паукообразных" с презентацией.

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 им. Н.В.Кузьмина

 

кузьмин

                            

 

Img_0030                 «Многообразие паукообразных»

                   (открытый урок 7 класс)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель биологии: Морунова Л.В.

 

 

 

2009 год

                                                                             

                                               

 

 

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с характерными признаками паукообразных как сухопутных животных.

2. Продолжить формирование умения сравнивать  объекты и делать выводы.

3.Воспитание правильных гигиенических привычек.

4.Воспитание любви к природе.

 

Оборудование:

1.Фотографии животных.

2.Видиофиль «Паукообразные».

3.Презентация «Многообразие Паукообразных».

4.Текст «Размножение Паукообразных».

5.Дидактические карточки на сравнение биологических объектов.

 

 

 

                                                       Ход урока:

l. Орг. момент.

ll. Повторение материала по теме Ракообразные.

1.На карточке. Задание 1.

Установите соответствие между характеристиками, и типами  к которым они принадлежат.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ТИПЫ

А)  тело мягкое                                                                           1) Тип Моллюски

Б) тело состоит из головы, груди и брюшка                       2)Тип Членистоногие

В) тело состоит из туловища, головы и ноги                                                                        

Г) есть раковина

Д) наружный скелет из хитина

Е) членистые конечности

Ж) нервная система узлового типа

З) нервная система – разбросанно-узлового типа

2.НА ДОСКЕ. Задание 2.

Из предложенных рисунков выбрать представителей типа Членистоногие.

3.ИГРА: « Интересное из жизни….»-сообщение учеников о ракообразных.

4.УСТНО: Среда обитания и внешний облик речного рака.

lll. Изучение темы урока.

1.Актуализация знаний. (На доске изречение «Пауки повсюду -  но они не страшны»).

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о загадках второго класса типа Членистоногие – класса Паукобразные. Чем пауки отличаются от других Членистоногих? Почему они первыми освоили сушу? Почему их пищей становятся представители родственного типа- типа Членистоногие? Мы постараемся ответить на эти вопросы. А вначале посмотрим презентацию, подготовленную Голдовой Алиной «Многообразие Паукообразных».

2.Презентация «Многообразие Паукообразных»5 минут.

(на последнем слайде рак, скорпион, паук)

3.Строение Паукообразных. (Беседа, работа с  тетрадью)

Работа с последним слайдом.

Учитель: Первая загадка Пауков – почему их выделили в отдельный класс?

Вопросы:

·         Какие признаки позволяют отнести паука к  типу Членистоногие? (членистые конечности, хитиновый покров, отделы тела)

·         Какие различия есть в строении ракообразных и паукообразных?

·         Сколько ног у паука? (пары)

·         На какие отделы делится тело паука? (головогрудь и брюшко)

·         Чем  отличается строение головогруди паука от головогруди рака?(несколько глаз, есть хелицеры, нет усиков)

·         Какие глаза у паука? (простые и расположены в 2 ряда)

·         Паутинные бородавки.

(записать в тетради особенности внешнего строения паукообразных)

 

Учитель: мы видим, что у паука есть признаки типа Членистоногие и признаки, отличающие его от ракообразных. Пауки первыми освоили сушу. Давайте подумаем, какие особенности позволили паукообразным выйти на сушу?

(дыхание при помощи легких и трахей,   дыхальца на брюшке, покров должен защищать от высыхания, возможность питаться на суше)

(записать в тетради: дыхание при помощи легких и трахей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Угадай, рак или паук» 1 минута. (закрепление особенностей строения паукообразных). Руки вверх – рак, руки в стороны – паук, наклон вперед – рак и паук.

ü  10 ног (рак)

ü  8 ног (паук)

ü  дышит легкими (паук)

ü  дышит жабрами (рак)

ü  хитиновый покров (рак и паук)

ü  глаза простые (паук)

ü  глаза сложные (рак)

ü  отделы тела головогрудь и брюшко (рак и паук)

4.Особенности питания Паукообразных.

Учитель: вторая загадка пауков связана с особенностью питания. Для них характерно внекишечное пищеварение. Давайте посмотрим видиофильм и ответим на вопросы:

·         Как  паук ловит свою добычу? (при помощи паутины)

·         Как он узнает о приближении добычи? (по дрожанию паутины)

·         Почему пищеварение пауков называется внекишечным? (происходит вне организма)

·         Какими качествами должна обладать добыча паука?  (иметь твердый хитиновый скелет)

·         Какими должны быть органы пищеварения? (ядовитые железы, чтобы умертвить добычу, всасывающие органы – сосательный желудок)

Просмотр фрагмента видиофильма.1 минута. Ответы учеников на вопросы учителя.

5. Особенности внутреннего строения паука.3-4 минуты.

(работа с тетрадью с печатной основой - выполнить задания №)

Вопросы к работе:

·         Отличается ли строение кровеносной системы?  (не отличается, кровеносная система не замкнутая, сердце на спинной стороне)

·         Отличается ли выделительная система паука? (отличается, органами выделения являются мальпигиевы  сосуды, они открываются в задний отдел кишечника)

·         Как устроена нервная система паука? (брюшная нервная цепочка)

(записи в тетрадимальпигиевы сосуды)

УПРАЖНЕНИЕ   НА  ОСАНКУ.(ПЛЕЧИ ВВЕРХ,ВСТОРОНЫ,ВНИЗ)

6.Размножение и развитие паукообразных.(работа с текстом)

Учитель. Третья загадка пауков связана с процессом размножения. Найдите ответ на нее, прочитав текст на листочке и ответив на вопросы.

·         Что такое половой деморфизм? Как он проявляется у паукообразных?

·         Почему название одного паука Каракурт переводится как Черная вдова?

·         Какое развитие у пауков? (прямое)

 

7.Многообразие и значение паукообразных. (беседа, рассказ учителя, демонстрация на компьютере многообразия  пауков)

Отряды пауков:

Сенокосцы

Скорпионы

Птицееды

Настоящие пауки

Клещи

·         Паутинные клещи – вредители растений

·         Амбарные клещи -портят зерно

·         Микроскопические почвенные клещи повышают плодородие почвы.

·         Чесоточный зудень – вызывает Чесотку (профилактика заболевания)

·         Искодовые клещи(Собачий клеш ,Таежный) – переносят возбудителей опасных заболеваний –Клещевой инцефалит, Тулерямия (профилактика)

 

Беседа поисковая :Как удалить клеща?

lV. Закрепление. Ответить на вопросы.

·         Известно, что первыми обитателями суши были скорпионы, а чем по вашему они питались и как это доказать?(были хищниками, других животных не было)

·         Почему  у раков органы выделения на голове, а у пауков на брюшке?(больше органов)

·         Верно ли выражение «Если в доме есть пауки, там не будет мух»

·         Почему многие люди бояться пауков?

·         Почему присосавшегося клеща нельзя удалять при помощи ядовитых жидкостей?

Домашнее задание: прочитать §25 ,ответить на вопрос №2,подготовитьсообщение на тему «Как пауки могут использовать паутину?»

V. Выводы по уроку.

Рефлексия. И так нужно ли бояться пауков?

Приложение1

 

 

 

Размножение и развитие пауков.

     Спаривание пауков происходит в конце лета. Этому предшествует своеобразное  «заигрование» проворного в своих движениях самца с малоподвижной в это время самкой, «хозяйкой» паутины.

Когда самец приближается к самке, он должен четко «назваться», иначе рискует погибнуть.

Подойдя к сети невесты, самец, подергивая паутину, подает ей опознавательный сигнал, говоря ей, что это «ухаживание», а не обед. Самец издали протягивает избраннице пойманное на такой случай насекомое, плотно обернутое паутиной. После окончания спаривания самец поспешно удаляется, так как поведение самки в это время коренным образом изменяется: она относится к своему супругу только как к возможной добыче и нередко умервщляет нерасторопного самца.

       Осенью оплодотворенная самка делает желтоватый кокон из особого сорта паутины и откладывает в него несколько сотен яичек. Этот кокон паучиха  прикрепляет где-нибудь в укромном месте. Весной из него вылупятся множество крошечных паучков, которые первое время держаться вместе, сплетая общее гнездо величиной с горошину.

     Самки скорпионов не откладывают яиц. Они их вынашивают в особых выводковых камерах. Беременность длиться до года. После чего рождаются крошечные белые малыши. Мать ловит их и сажает себе на спину. Если кто-то из них свалится, мать находит его по запаху и подбирает. Через 7-12 дней дети впервые линяют – сбрасывают ставшую тесной жесткую оболочку и растут, пока новая не затвердеет. После этого они спрыгивают с матери и начинают самостоятельную жизнь.

Половой каннибализм – поедание особей одного пола особями противоположного пола.

Приложение 2 «Презентация к уроку»

 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн