Критериально - оценочный аппарат достижений учащихся как составляющая компетентностного подхода.
Цель моей работы заключается в изучении и осуществлении мониторинга усвоения учебных знаний, умений и навыков учащихся начальных классов. Шесть лет назад, работая в классах компенсирующего вида, передо мной встал вопрос, каксвоевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся и проводить коррекционные мероприятия. Мной разработана диагностическая карта отслеживания учебных результатов. Карта заполняется после выполнения контрольных, проверочных работ, срезов знаний, имеет форму таблицы. В нее заносятся фамилии учеников и параметры отслеживаемых результатов, которыми учащийся должен владеть. Анализируется работа, заносятся в таблицу допущенные ошибки. Поскольку задание для всего класса одинаково, то в карте мы можем увидеть общую картину класса и, безусловно, индивидуальные достижения, что очень ценно. Впоследствии работая в общеобразовательных классах, я адаптировала технологию и дополнила ее итоговыми индивидуальными диагностическими картами, которые заполняются в течении учебного года и в конце имеют законченный вид.
В связи с объективной необходимостью модернизации российского образования передо мной встала проблема адаптации мониторинга к новым стандартам и результатам освоения основных образовательных программ с точки зрения компетентностного –ориентированного подхода.
Я и учащиеся 3 «А» класса МОУ СОШ № 46 города Екатеринбурга всегда активно участвуем в олимпиадах Русский медвежонок, Кенгуру, конкурсах школьного, районного, городского и международного уровня, конкурс проектов «Лабиринты природы-2010», Экспедиция память, Мой район – моя родина, проект ЭМУ и т.д.
Но когда сравниваются учебные достижения детей и результаты олимпиад, то результаты не достигают желаемого уровня. Олимпиадные задания выполняются значительно хуже. В чем причина? Задания построены с точки зрения компетентностно – ориентированного подхода. Поскольку у меня не было опыта в составлении таких заданий, то обратилась в автономную некоммерческую организацию «Центр Развития Молодежи», в городе Екатеринбурге находящееся по адресу, улица Марата, дом 17, офис 8. В ноябре 2009 года учащиеся класса участвовали в международном дистанционном конкурсе «Эрудит – марафон учащихся». Марафон состоит из трех раундов. «Быстрый» раунд включает в себя 30 вопросов игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам. «Умный» раунд состоит из 9 компетентностно – ориентированных заданий. «Смелый» раунд содержит три проблемы. Каждая проблема описывается текстом, рисунком или диаграммой. От участников требуется изучить предложенную информацию по проблеме и ответить на приведенные вопросы.
Первые результаты показали уровень подготовки 71 результат из 172 в регионе. Но самое главное, что после обработки результатов каждый ученик, а так же весь класс в целом получили мониторинг сформированности ключевых компетентностей в виде диаграммы. Каждому учащемуся выдан сертификат с описанием его достижение, с указанием, где были допущены ошибки и личной диаграммой. Все сведения отлично читаются и понимаются не только педагогами, но и родителями. Этими сертификатами дети дополнили свои портфолио.
Классификация компетентностей основывается по тексономии Б.Блума: самоорганизационная, коммуникационная, информационная, мышление (логика). По диаграмме класса я сразу определила область западающих проблем. Определение проблемы 32%, публичное выступление 29%, извлечение первичной информации 53%, извлечение вторичной информации 35%, обработка информации 47%. Западает информационная компетентность. Встает вопрос что делать? Прихожу к выводу, что я должна изучить компетентностный подход с исторической, научной и практической точек зрения. В Центре Развития Молодежи приняла участие в методической лаборатории по теме «Разработка компетентностно – ориентированных заданий по учебным предметам». Безусловно, ежесекундно детей не переучишь и учебники не переделаешь. Учимся по программе «Школа России». Поэтому включаю в уроки занятия О.Холодовой «Юным умникам и умницам», решение и разбор олимпиадных задач, проектная и учебная деятельность носит проблемный характер.
Через четыре месяца в рамках проекта «Эрудит – марафон учащихся» участвуем в конкурсе Специалистов. Участникам предлагаются задания по шести предметам. Каждый тест состоит из 10 вопросов. Задание по каждому предмету составлено в едином стиле на основе компетентностного подхода. Время на выполнение заданий одного предметного раунда – не более 30 минут. Хочу отметить, что во втором конкурсе участвовал уже весь класс, так как родители проявили большую заинтересованность. Особенно порадовали результаты. Определение проблемы 72%, извлечение первичной и вторичной информации 59%,76%. Хороший процент показала логическая компетентность.
Компетентностный подход в обучении строится на изменении организации традиционного урока и реализации через компетентностно-ориетированные задания. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Подход строится на включении специально организованной деятельности учащихся, и реализуются через современные образовательные технологии: метод проектов, учебные проекты, ролевые игры, сюжетные игры, технология развития критического мышления. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности, совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями через осознание общей основы деятельности, всегда осознанна, не выполняется автоматически.
Безусловно, работу в данном направлении нужно и необходимо продолжать, особенно внедрение в практику компетентностно-ориетированных заданий. Ведь классу необходимо будет сдавать итоговую аттестацию при переходе в среднее звено.