Submitted by Любовь Владимировна Грищенко on пн, 08/11/2010 - 12:19
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Составление рассказа-миниатюры на тему «Осень» Цель: научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме “Осень”. Задачи: 1) Познакомить учащихся с творчеством И. И. Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине. 2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного. 3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе. Оборудование: презентация, проектор, экран. Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы урока - Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) -Чем отличается осень от лета? (Летом листва зелёная, осенью желтеет. Летом тепло, осенью холодает. Осенью птицы улетают на юг, так как у нас становится мало корма…) - Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться писать небольшие сочинения. Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вы напишите об осени, какой её увидел художник И. И. Левитан. Вам предстоит написать рассказ по картине. III. Знакомство с жизнью и творчеством И. И. Левитана СЛАЙД 2 И. И. Левитан – выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился в бедной семье. Судьба его была нелёгкой. Лишившись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, унижение и нищету. СЛАЙД 3 Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. СЛАЙД 4 Его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. СЛАЙД 5 В девятнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Она была представлена на выставку и приобретена П. М. Третьяковым для галереи. СЛАЙД 6 Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа ожила, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу. IV. Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень». СЛАЙД 7 - Глядя на эту картину, какие вспомним стихи? Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса … А. С. Пушкин Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникли ели, Зелень мрачную хранят. М. Ю. Лермонтов - Как вы думаете, художнику нравится то, что он изобразил? (Да, потому что всё залито солнцем …) - Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося) План 1. Что изображено на картине? 2. Что изображено на переднем плане? 3. Что изображено на заднем плане? 4. Цветовое решение картины. 5. Моё отношение к картине. Примерное описание картины: Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица. Справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы. На переднем плане – река. Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая. Однако, стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски. Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти – художник по-пушкински изображает осень, рисуя «пышное природы увяданье». Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа. V. Самостоятельная работа - Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. И. Левитана и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося) Материал к сочинению Небо: голубое, с белыми облаками, чистое. Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые. Трава: сухая, жёлтая, бурая. Поле: широкое, раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик. Деревушка: маленькая, дальняя. (Каждому ученику даётся карточка.) VI. Чтение сочинений VII. Домашнее задание Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень» Карточка. Используемые источники: Литература: Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разоаботки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009 г., 352 с. (В помощь школьному учителю) Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа») Интернет ресурсы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ef/Isaac_Levitan_s... Портрет http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Moscow_School_of_Pain... Московское училище http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Savrasov_%28by_Iosif_... А. К. Саврасов http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Polenov_by_Repin.jpg В. Д. Поленов http://www.artprojekt.ru/gallery/levitan/Pic/24.jpg «Осенний день. Сокольники» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Mart_levitan.jpg «Март» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Levitan_Zolotaya_Osen... «Золотая осень» http://aida.ucoz.ru Фон для презентации