Submitted by Ольга Васильевна Харьковская on пн, 08/11/2010 - 12:15
Урок по теме «Екатерина Великая» 4 класс Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать интерес к живописи и любовь к истории. Оборудование: кроссворд, карточки, слайды, печатные тетради. Литература: учебник по истории 4 класс А. А. Плешакова, методическое пособие под ред. А. А. Плешакова. Ход урока. I Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II Проверка домашнего задания. 1. Индивидуальная работа по карточкам: Карточка 1: Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания? Карточка 2: В чём были трудности учёбы в то время? Карточка 3: Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? 2. Пока часть учащихся работает по карточкам, остальные заслушивают сообщения о Ломоносове. 3. Кроссворд. 1) В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2) Кто был его первым учителем? 3) Кем был его отец? 4) В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5) В какой стране за границей учился Ломоносов? 6) Около какого города родился Ломоносов. 7) Ломоносов был выдающимся ….. 8) Он открыл атмосферу на планете ….. 9) Судно Ломоносова. (Ответы: Петербург, дьячок, рыбак, Петербургской, Германия, Холмогоры, химик-физик, Венера, Чайка). Ключевое слово: Екатерина. - Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему её прозвали Великой, мы узнаем на этом уроке. III Работа над новой темой. Демонстрация репродукции картины Д. Г.Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме Богини Правосудия» (1783г.) www.art-catalog.ru - Рассмотрите репродукцию картины. Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия Фемиды. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые согласно античной традиции считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Книги и орёл с оливковой ветвью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещённую, сильную и мирную Россию. На круглом пьедестале статуи Фемиды помещён рельеф-профиль греческого мудреца Солона. Это намёк на мудрость российской правительницы. Успех этого полотна был велик. После Петра в России царствовала Екатерина II. По происхождению она была немецкой принцессой. В 14 лет она переехала в Россию. Здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, всё своё свободное время использовала на самообразование. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. Екатерина II царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала её имя Великой. В её честь в Петербурге поставлен памятник. www.etopeterburg.narod.ru - Прочитайте текст на с. 105-107. Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? (На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, www.most-spb.ru,был возведён Зимний дворец). spbfoto.spb.ru Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра I – императрицы Елизаветы Петровны. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А парадный подъезд назван Иорданским потому, что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская купель, в день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие. - А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж) Это один из крупнейших в мире музеев. spb-palaces.narod.ru Физминутка. - Кто же были помощники Екатерины II в разных делах? spbfoto.spb.ru 1. Поэт Гаврила Романович Державин писал похвальные оды императрице, считался одним из лучших поэтом России. 2. Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом Академии художеств. 3. Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях. 4. Григорий Александрович Потёмкин и Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники. 5. Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с1790 его командующий. 6. Александр Васильевич Суворов - великий полководец. (Демонстрация энциклопедий). Чтение отрывков из «Рассказов о Суворове и русских солдатах» С. П. Алексеева. - Прочитайте текст на с. 108-109 учебника. - Назовите личные качества этих военачальников.(Мужество, решимость, бесстрашие, преданность Родине). IV Работа в печатной тетради. (С.38-40) 1. Когда произошли эти события? Соедини стрелками. 2. Отметь памятник, о котором писал А. С. Пушкин. Напиши, где и по чьему повелению он сооружён. 3. Рассмотри портреты . Подпиши, кто на них изображён. Чем прославились эти люди в русской истории? 4. Рассмотри рисунки и определи, где изображены жилища и предметы быта дворян, а где – крепостных крестьян. Соедини стрелками. V Закрепление изученного. - Кто стал продолжателем дел Петра I? (Екатерина II) - Сколько лет царствовала Екатерина II? (34) - Как её стали называть? (Великая). Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом). - Какой редкий дар был у Екатерины II? (Выбирать себе помощников и соратников) Домашнее задание. С. 105-110, вопросы. Подготовить сообщения о Суворове, Ушакове взятии крепости Измаил. Материалы, используемые для подготовки урока. www.art-catalog.ru www.etopeterburg.narod.ru spbfoto.spb.ru www.most-spb.ru spb-palaces.narod.ru