Профессиональный конкурс как один из путей совершенствования профессионального мастерства педагога.
Профессия педагога потенциально является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога - воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.
Одним из таких условий являются конкурсы профессионального мастерства.
Конкурс! При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации, для некоторых это понятие имеет далеко не вдохновляющий смысл. Для меня конкурс педагогического мастерства — это праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли. Участие в конкурсе - это своего рода тренинг учительских сердец, неугомонных душ, заряд положительных эмоций, которые так необходимы для творчества.
Моя конкурсная копилка невелика:
- Конкурс молодых специалистов, 2000 г;
- Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года -2009». Диплом участника конкурса «Учитель года»
- Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями, 2010 г.
Подобные мероприятия, я понимаю, требуют огромных затрат — интеллектуальных, моральных и материальных, — но эти затраты окупаются. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Подготовка к конкурсу стала для меня настоящей школой повышения уровней педагогических компетентностей:
— изучение огромного количества учебной и методической литературы способствовало интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы;
— овладение технологией самоанализа педагогического опыта позволило критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы;
— осмысление и структурирование собственного педагогического опыта способствовало формированию умений выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;
— систематизация и ранжирование наработанного материала позволили осознать необходимость обмена опытом с коллегами;
— экстремальная обстановка, накал страстей, пик эмоций, высокое нервное напряжение стимулировали необходимость углубления психологических знаний;
— тесный контакт с «чужим классом», атмосфера мастер-класса предопределили необходимость преодоления страха перед незнакомой аудиторией, «разбудили» внутренние ресурсы, позволили почувствовать себя в роли артиста, дипломата, психолога... Профессия учителя так разнолика!
А главное — конкурсы заставляют задуматься о роли учителя как Учителя с большой буквы, всерьез искать ответ на вопрос «Что такое учительское счастье?»...
Есть в подготовке и в участии в конкурсах профессионального мастерства и издержки: трудно переключиться на другой вид деятельности, что непосредственно влечет за собой проблемы в организации трудового дня, выполнении ежедневных педагогических обязанностей, постоянно ощущается нехватка времени; возникает сомнение в правильности выбранного решения (а может, и не стоило начинать?). Но я думаю, что эти проблемы в принципе преодолимы, достаточно только оценить весь масштаб проделанной работы, «взвесить» объем полученной информации, проанализировать полученный опыт общения с коллегами — и сразу станет понятно, насколько обогатился багаж педагогического мастерства!
Какое бы место ни заняла в итоговом протоколе конкурса для меня конкурс - это замечательная стартовая площадка для новых достижений! Это стимул для переосмысления своего места в школе, оценки своих возможностей, построения перспективных планов на будущее. Я вернулась с конкурсов с новыми идеями, которые сейчас воплощаю в своём образовательном учреждении. Кроме того, я думаю, важная миссия учителя-конкурсанта — привлечь коллег к участию в различных конкурсах! Это означает открыть новые таланты, создать плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег! Все творчески! Иначе — зачем?
|