Submitted by Жанна Викторовна Логинова on пн, 08/11/2010 - 11:01
Урок «Окружающий мир»
Тема:Зона степей.
Класс: 4
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей,с экологическими проблемами;
2. Развить умение определять представителей животного и растительного мира;
3. Прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
карта природных зон, картина «Степь», презентация с изображением растений и животных степей, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, тетрадь «Окружающий мир».
I.Организационный момент: Дети:
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много. Учитель:
Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны.
II. Проверка домашнего задания: Индивидуальная работа по тестам (фронтальная проверка)
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей
б) трех частей
в) двух частей
г) одной части
2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) широколиственные леса
в) хвойные леса
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра
в) арктическая зона, тундра, зона лесов
4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами.
III. Работа над новой темой: Учитель:
Дорога нас зовет в путешествие, в бескрайние степи или в зону степей.
1) Звучит песня «Ой, ты степь широкая, Ой ты степь привольная»… На доске вывешивается картина «Степь». Учитель: - Какой вы видите степь?
- Почему про степь говорят: «Безбрежные просторы»?
- Какие растения встречаются? Есть ли растения?
- Какие растения и животные приспособились к жизни
2) Посмотрите на карту природных зон (работа проводится в парах. На каждую пару раздается карточка):
- Где расположена зона степей?
- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
- Как выглядит земная поверхность зоны? (Проверка учащихся).
3) Учитель (обобщает):
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Там теплое продолжительное засушливое лето. Дуют горячие сухие ветры - суховеи. Они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко.
4) Выступают обучающиеся, подготовившие материал по теме: «Степь», используется презентация по теме «Зона степей» о растениях и животных.
1-й обучающийся: Все растения степи травянистые. Растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают. В земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и тюльпаны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Учитель:
В какое время года в степи расцветает много цветов? Почему?
2-ой обучающийся:
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Живет множество насекомых. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи не крупные. Их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Учитель:
Чем отличаются кузнечик от кобылки?
3-й обучающийся: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот. Неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный.
Ещё одна проблема - браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.
5) Работа по учебнику: стр. 114 - 120. Вместе рассматривается рисунок на стр. 116-117, на котором показаны степные животные. Учитель: - Почему нет крупных животных?
- Где прячутся степные животные? (в траве, в земляных норах).
Учащиеся самостоятельно читают тексты по учебнику стр. 114-120. Прочитывается вывод на стр. 121.
Учитель: - Почему необходимо сберегать степную зону?
IV. Закрепление изученного материала: Работа по тетрадям стр.36-38.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 1, 2, 5, 6:
- Записывают названия степных растений;
- Логическое упражнение: «Верны ли утверждения? Обведи «Да» или «Нет». Исправь ошибки (устно).
- Узнать животных по фрагментам. Подписать названия животных.
- Составить 2 цепи питания.
V. Подведение итогов урока: - Почему степи почти везде распаханы?
- Какие экологические проблемы возникли в степи?
VI. Домашнее задание: Подготовить текст стр. 114-120; вопросы «Проверь себя», по тетради стр. 36-38 № 4,7.