прививать любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду,
воспитывать у школьников чувство прекрасного,
формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Объект труда:двусторонний берестяной вымпел с тисненым чувашским орнаментом с одной стороны и прорезной берестой с другой стороны.
Материально-техническое оснащение:
а) учебно-наглядные пособия:
- набор инструментов для художественной обработки бересты;
- фотографии готовых изделий из бересты;
-СД-диск «Русская береста»;
- раздаточный материал (шаблон – орнамент чувашского узора, орнаменты
для резьбы по бересте, схема плетения из бересты, кроссворд по теме)
б) оборудование, приспособления и инструменты:
- нож-резак,
- ножницы,
- угольник, линейка, карандаш,
- инструменты для тиснения,
- верстак-столярный,
- мультимедийный проектор;
в) материалы:
- заготовки из бересты.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент 1 мин.
Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы3 мин.
Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма) 15 мин.
Изложение нового материала: заготовка бересты, инструменты и
виды декоративной обработки 6 мин.
5. Вводный инструктаж1 мин.
6. Практическая работа 12 мин.
7. Подведение итогов 5 мин.
8. Задание на дом 1 мин.
9. Заключительный инструктаж, уборка рабочих мест 1 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационный момент (1 мин)
II.Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы (3 мин.)
Приблизительное содержание беседы.
Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта. Современная техника может многое, но не все.
Посмотрите на это изделие (на экране демонстрируется одно из берестяных изделий)
Оно вам нравится?
Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.
Как вы думаете, из какого материала оно выполнено, и какая техника обработки использована? (беседа с учащимися)
Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой березы – береста.
Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нем сегодня пойдет речь у нас на уроке. Мы узнаем разные виды декоративной обработки бересты и их особенности и попробуем сами поработать с этим доступным для нас материалом.
III.Экскурс в историю берестяных промыслов(просмотр видеофильма)( 15 мин.)
Предлагаю совершить небольшую экскурсию по местам берестяного народного творчества (демонстрируется фрагмент видеофильма «Берестяные промыслы»).
IV.Изложение нового материала (6 мин.)
Приблизительное содержание беседы.
Теперь мы с вами имеем представление о берестяном промысле и его разновидностях . Думаю, что красота берестяных изделий не оставила вас равнодушными. А ведь материал для их изготовления так прост и так доступен. Именно за свои замечательные качества и полюбили бересту народные умельцы: легкая, пластичная, гибкая, прочная, не промокаемая, устойчивая к гниению, красивая и …дешевая.
Но если вы сегодня же отправитесь за берестой, то должен вас огорчить, у вас, скорее всего, ничего не получится. Лучшее время для заготовки бересты конец весны – начало лета. Тогда береста отделяется ровно и хорошо.
Заготовка бересты.
На березе делают разрез вдоль гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста снимается вокруг ствола.
Но здесь мы должны задуматься…: а не навредит ли это живому дереву?
Я сталкивался, ребята, с разными мнениями на этот счет, но большинство берестянников уверяют, что умелые, аккуратные действия березе не навредят. Природа одарила березу как бы двойной корой: снимая верхний слой, другой остается невредимым и через некоторое время восстанавливает свои функции.
Но все-таки, на мой взгляд, лучше бересту собирать с деревьев, предназначенных для вырубки или уже со срубленных, тем более, что самая хорошая береста находится выше комля на некотором расстоянии от земли.
Итак, береста – вот она перед вами. Конечно, нам не под силу создать нечто увиденное, это делали настоящие мастера своего дела. Но освоить первые приемы работы с этим природным материалом может каждый из нас и даже сегодня на уроке.
Береста по своим качествам бывает разная. По наблюдениям специалистов берестянников, качество ее зависит:
1)от возраста;
2)от местности, где растет березка;
3)от здоровья березы.
На молодых березках (3 -4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15 – 25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. Лучшая на средних березах, толщиной 75 – 100 см.
С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, со множеством мелких и крупных черточек.
На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с умеренно влажных и тенистых мест.
Березы, пораженные болезнями, грибами и вредителями дают очень плохую бересту.
Какие технологии обработки бересты вы запомнили по фильму?
· Тиснение бересты
· Прорезная береста
· Плетение из бересты
· Роспись по бересте
Основными инструментами для всех видов работ с берестой являются нож-резак, ножницы, шило, тонкая деревянная лопаточка или деревянный нож.
Кроме этого для тиснения используются специальные инструменты – штампики.
А для оплетки краев пригодится инструмент – сечка, пробивающий дырки в бересте.
Для росписи набор инструментов ясен - кисть и краски. Однако, заметим, что используется небольшое количество цветов и фон чаще всего оставляют чистым, светлым, чтобы была видна фактура бересты.
Думаю, что настало время самим попробовать и поработать с берестой
V.Водный инструктаж
VI.Практическая работа (12 мин.)
В ходе выполнения практической работы, учитель поясняет основные приемы, направляет работу, но не мешает детскому творчеству и поощряет все виды оригинальности и индивидуальности в работах учащихся.
VII.Подведение итогов
В процессе подведения итогов можно еще раз обратиться к видео фильму, рассмотреть коллекцию берестяных изделий, повторяя с учащимися в ходе беседы, виды художественной обработки.
VIII.Задание на дом.
В качестве домашнего задания можно предложить кроссворд по рассмотренной на уроке теме