1) раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке.
Задачи:
1) доказать прогрессивную роль русского народа в изучении освоении
Северо – Восточной Азии.
2) Подтвердить неравномерность исторического развития.
Ход урока.
Проверка домашнего задания:
Из – за чего в 1662г в Москве вспыхнуло восстание?
В чём причина Медного бунта?
Как на Волге встретили Степана Разина и его сподвижников?
Сравните восстание И.И. Болотникова и С.Т. Разина (Даты выступлений, причины и цели восставших, территории охваченные восстанием)
Новая тема:
План.
Народы Сибири в 17 веке. Различия в условиях их жизни и общественном строе.
2) Продвижение русских людей в Сибирь:
а) землепроходцы и мореходы середины 17 века.
б) создание аппарата управления местным населением.
3) Значение вхождения Сибири в Российское государство.
Эпиграф:
«Из века в век, из века в век
Шёл крепкий русский человек
На дальний Север и Восток
Неудержимо, как поток »
Понятия и термины: ясак, юрта, шаман, землепроходцы, «мягкая рухлядь».
3) Работа с картой «Сибирь в 17 веке»
Семён Иванович Дежнёв – от устья Колымы до Необходимого Носа. 1648г.
Василий Данилович Поярков из Якутска до Амура. 1643- 1646г.
Ерофей Павлович Хабаров. Амур 1649 -1653г
Итоги освоения Сибири.
Русское население Сибири к концу 17 века составляло 300 тысяч человек. Ясак - давал четвёртую часть всех доходов России.
Уменьшились междоусобные войны, усовершенствовалась добыча железной руды, налажено производство соли.
5)Домашнее задание: Закончить заполнение таблицы, выписать какие территории были присоединены к России до середины 17 века, и во второй половине 17 века. Показать на карте пути экспедиций, уметь показывать на карте возникновение в 17 веке новых городов.
3
Самоанализ урока.
1)Проведённый урок подтема главы 5й Россия в 17 столетии. Он тесно связан с предыдущим параграфом «Народные восстания в царствование Алексея Михайловича»
В начале урока характеризуется мощное народное движение 17 века - война под предводительством Степана Разина. Затем по карте
«Сибирь в17 веке» учащиеся сравнивают границы русских владений на
северо-востоке и отмечают огромный прирост территории вплоть до Северного Ледовитого и Тихого океанов, который произошёл за один17 век.
2)При планировании опроса были учтены реальные возможности учащихся отвечать на поставленные вопросы. Все опрошенные ответили правильно, некоторые с помощью наводящих вопросов.
3) На уроке решались:
а) образовательные (внедрение новых орудий, культурно- бытовое общение с русскими людьми, распространение православия)
б) воспитательные (включение Сибири в состав России устранило междоусобные, способствовало установлению мира в крае)
Проведённый урок был уроком проверки знаний, умений и навыков учащихся и подготовки их к самостоятельной работе.
3
Самоанализ урока.
1)Проведённый урок подтема главы 5й Россия в 17 столетии. Он тесно связан с предыдущим параграфом «Народные восстания в царствование Алексея Михайловича»
В начале урока характеризуется мощное народное движение 17 века - война под предводительством Степана Разина. Затем по карте
«Сибирь в17 веке» учащиеся сравнивают границы русских владений на
северо-востоке и отмечают огромный прирост территории вплоть до Северного Ледовитого и Тихого океанов, который произошёл за один17 век.
2)При планировании опроса были учтены реальные возможности учащихся отвечать на поставленные вопросы. Все опрошенные ответили правильно, некоторые с помощью наводящих вопросов.
3) На уроке решались:
а) образовательные (внедрение новых орудий, культурно- бытовое общение с русскими людьми, распространение православия)
б) воспитательные (включение Сибири в состав России устранило междоусобные, способствовало установлению мира в крае)
Проведённый урок был уроком проверки знаний, умений и навыков учащихся и подготовки их к самостоятельной работе.
4) В целях организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащимся было дано задание: следить за рассказом учителя, показом по карте одновременно составляя таблицу: «Народы Сибири в 17 веке»
5) Учащиеся на уроке были очень активны.
6) На уроке было тесное общение учителя с учащимися, всё время поддерживалась благоприятная атмосфера, перегрузки учащихся не было.
4
7) Непредвиденной ситуации не было, но задавались вопросы по ранее пройденному материалу с тем, чтобы проверить системность подготовки к урокам.
8) Поставленные задачи по проверке знаний учащихся удалось реализовать.
3
Самоанализ урока.
1)Проведённый урок подтема главы 5й Россия в 17 столетии. Он тесно связан с предыдущим параграфом «Народные восстания в царствование Алексея Михайловича»
В начале урока характеризуется мощное народное движение 17 века - война под предводительством Степана Разина. Затем по карте
«Сибирь в17 веке» учащиеся сравнивают границы русских владений на
северо-востоке и отмечают огромный прирост территории вплоть до Северного Ледовитого и Тихого океанов, который произошёл за один17 век.
2)При планировании опроса были учтены реальные возможности учащихся отвечать на поставленные вопросы. Все опрошенные ответили правильно, некоторые с помощью наводящих вопросов.
3) На уроке решались:
а) образовательные (внедрение новых орудий, культурно- бытовое общение с русскими людьми, распространение православия)
б) воспитательные (включение Сибири в состав России устранило междоусобные, способствовало установлению мира в крае)
Проведённый урок был уроком проверки знаний, умений и навыков учащихся и подготовки их к самостоятельной работе.
4) В целях организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащимся было дано задание: следить за рассказом учителя, показом по карте одновременно составляя таблицу: «Народы Сибири в 17 веке»
5) Учащиеся на уроке были очень активны.
6) На уроке было тесное общение учителя с учащимися, всё время поддерживалась благоприятная атмосфера, перегрузки учащихся не было.
4
7) Непредвиденной ситуации не было, но задавались вопросы по ранее пройденному материалу с тем, чтобы проверить системность подготовки к урокам.
8) Поставленные задачи по проверке знаний учащихся удалось реализовать.