Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дидактический материал по теме "Сложносочинённое предложение"

Submitted by лариса александровна крюкова on Fri, 05/11/2010 - 21:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Крюкова Л.А.
Место работы, должность: 
МОУ Мурмашинская средняя общеобразовательная школа " 1
Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Дидактический материал для закрепления основных умений и навыков по теме "Сложносочинённое предложение". Использовать можно на любом этапе изучения темы, для самостоятельного изучения темы, в ходе подготовки к экзаменам.

 

                                          ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1.       Выпишите  номера  сложносочинённых  предложений, составьте их схемы.

1)      Рассеянной, неверною рукой я собирал поэзии цветы, и в этот час мы встретились с тобой, поклонница и жрица красоты.

2)      Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни.

3)      Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую.

4)      У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё здание школы светилось огнями.

5)      Яркая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

 

2.       Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, выделите грамматические основы, укажите значение сочинительных союзов. Составьте схемы предложений.

1)      То солнце тусклое блестит   то туча чёрная висит.

2)      Никто не решится дать хороший отзыв о своём уме зато всякий хвалит своё сердце.

3)      В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся летний зной   а в глухом ельнике было так прохладно.

4)      Луга за Волгой окрасились в бурый цвет   в городе тоже все краски поблёкли

5)      Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет...

 

3.       Распределите предложения по группам (впишите номера в таблицу):

 

ССП с соединительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с разделительными союзами.

 

 

 

 

1)      По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны.

2)      Кладки тут нигде не было, дно также не просматривалось в тёмной воде.

3)      Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

4)      Бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха.

5)      То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок.

6)      На берегу никого не было, дорога тоже была пуста.

7)      Не то он хотел успокоить нас, не то в очередной раз произвести  неизгладимое впечатление на окружающих.

8)      Лишь самовар пел задумчивую мелодию, да порой что-то шуршало в траве.

9)      Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь.

10)   Там глядишь облачко приплывёт, не похожее на другое, или солнце вдруг заиграет лучами.

 

 

       

 

 

                                       Практикум по теме «Сложносочинённые предложения»
Упражнение 1. Распределите предложения:1) союз и (обводя его кружочком) соединяет однородные члены предложения; 2) союз и (обводя его кружочком) соединяет части сложносочиненного предложении. Составьте схемы предложений.
1. Кремень звучит и пламя вскоре далеко осветило лес. (А.Пушкин) 2. Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. (А.Фет) 3. Все внизу уже тонуло в сумерках и только верх кургана освещался красными лучами солнца. (С.Скиталец) 4. Мы вошли под свод развесистых деревьев и нас охватил влажный, горячий пар. (И.Гончаров) 5. Теперь они пошли рядом и некоторое время все молчали. (C.Скиталец) 6. Вокруг резко потемнело и сверху стал быстро опускаться густой туман. (В.Мясников) 7. Он вздрогнул и пугливо опять пошел к опушке. (В.Короленко) 8. Переговариваясь, мы прошли километра два по дороге и дошли до мостика через ручей. (Г.Скребицкий) 9. Водяная пыль и капли покрупнее окутали лес. 10. Стало свежо и резко пропали все запахи.
Упражнение 2. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните графически постановку (или отсутствие) запятой перед союзом и.
1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой и назовет меня  всяк сущий в ней язык. (А.Пушкин)  2. Дым от еловых шишек повалил очень густой и скоро мы выжили комаров и выгнали их на дождик. (М.Пришвин) 3. Луна рано поднялась и можно было без труда двигаться дальше. (И.Ефремов)  4. Север сказочно богат и один наш Север способен прокормить население всей России. (В.Пикуль)  5. По водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. (Л.Соловьев) 6. Ветер становясь сильнее  быстрее катил к берегу темно-серые волны и вздымал их вверх.
Упражнение 3. Выпишите сначала номера предложений, в которых а) перед союзом и запятая не должна ставиться, так как он соединяет однородные члены предложений; б) сложносочиненные предложения, в которых перед союзом и должна ставиться запятая, так как он соединяет части сложного предложения. (Знаки препинания не проставлены).
1. Больше народу встречалось на улице и народ этот был тревожный. (Л.Толстой) 2. Вся трава была мокрая и лечь на нее было нельзя. (И.Гончаров) 3. Под окном снова раздражающе затрещал мотоцикл и снова все стихло. (А. и Б.Стругацкие) 4. Они вбежали в здание и сразу же потеряли друг друга в непроворотной толпе. (А. и Б.Стругацкие) 5. Ветер с ревом обламывал гребни и пена похожая на разлохмаченные седые космы летела по ветру. (И.Ефремов) 6. Они брели молча и через километр окончательно оторвались от спутников. (С.Алексеев) 7. Он зажег несколько свечей и теперь можно было разглядеть комнату. (Б.Акунин) 8. Они пересекли луг и цветущие травы осыпали им на грудь в изобилии пыльцу. 9. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы. (С.Майоров) 10. Самой яхты не было видно и два ряда огней казались висящими в воздухе. (А.Казанцев) 11. На улице гулко шарахнуло и через несколько секунд сверкнула молния. 12. Морозить перестало и улицы стали уютнее. 13. Привычный бег времени нарушился и лесник все больше хмурился. (П.Проскурин) 14. Окно выходило в сад и поэтому в комнате было темно. 15. Здесь все отсвечивало слепящей белизной и холодно сверкало острым блеском. (С.Павлов) 16. Хозяин дома метнул на шепчущихся короткий взгляд и сразу наступила абсолютная тишина. (Б.Акунин)
 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн