Цель:Формирование представлений о ключевых компетенциях через выполнение практических заданий.
Оборудование:
1.Список правил работы в группе.
2. Картинки для разрезания.
3. Презентация. (Здесь же даны тесты)
4. Тест на определение знаний, умений, компетенций.
5. Распечатка компетенций.
6. Схема составления синквейна.
7. Тест на определение компетенции.
8. Разбор педагогической ситуации.
Ход мероприятия
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Бернард Шоу
I.Вызов
1.Разбиение на группы.
Игра «Молекулы». Атомы хаотично двигаются. Как только музыка прерывается, они объединяются по команде по 2, 5, 6, 9 человек. Объединившись, берутся за руки. Руки поднимают вверх. Это будет сигнал готовности.
Произошло деление на группы.
2. Правила работы в группе.
Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга.В группе все равны. В ней нет статусных различий.
4. Я – высказывание.
Я-высказывание - высказывание, когда я говорю о своем состоянии и своих чувствах от первого лица, из первой (или нулевой) восприятия. Примеры я-высказываний: "Я готова взорваться, когда у меня ничего не выходит!", «Я боюсь», «Я раздражаюсь, когда ты опаздываешь на свидание», «Когда мне не уделяют внимания близкие люди, я начинаю грустить и мечтать», «Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».
5. Безоценочность суждений
6. Активность.В групповой работе участвуют все.
7. Правило «стоп».
8. КонфиденциальностьИнформация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
9.Правило "здесь и теперь".Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
3.Игра «Пазлы»на сплочение группы.
Каждому участнику группы дается пазл. Нужно собрать картинку. Кто первый соберет, берутся за руки, руки вверх.
4. Презентация«Классный руководитель – это?» дети отвечают:
– «друг, наставник, консультант, помощник, партнер; понимающий, необходимый, главный человек в классе …»;
– «...у которого нет разрыва в словах и действиях»;
– «...интересен как личность, умен, с широким кругозором»;
– «...с организаторским талантом, но не пренебрегающий инициативой ребят»;
– «...который относится к ученикам как к личностям, который умеет их защитить».
5. Составление синквейна
Перед вами схема составления синквейна.
Попробуйте составить синквейн на тему «Классный руководитель»
Работа в группах.
Зачитывание составленных синквейнов.
6. Формулирование цели: Формирование представлений о ключевых компетенциях через выполнение практических заданий.
II.Осмысление.
1.Актуальность.
- Почему же они актуальны?
Выступление «Актуальность ключевых компетенций»
…..
2.Введения понятия «компетентность», «компетенция».
Пример компетенции:Учительница химии заходит в класс и просит детей помочь принести с первого этажа ведро ртути. Дети, не задумываясь, вызвались на помощь, на что она ответила: «Ставлю всем два. А завтра вы объясните, почему»
3.Тест на определениезнаний, умений, навыков, компетенций.
4.Компетенции классного руководителя.
Разные государства формируют свои списки ключевых компетентностей.
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно.
Рефлексивно-аналитические компетенциивключают умение анализировать собственную деятельность, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления. Сюда же включается и способность предвидеть последствия и возможные результаты деятельности. Воспитатель стремится овладеть методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценить уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
Организаторские компетенции воспитателя предполагают умение ставить перед собой и детьми цели, которые дадут ожидаемый результат: планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; делить цель на более мелкие задачи, превращать их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса. Есть и другие характеристики организаторской функции, например, готовность к использованию различных методов и способов стимулирования деятельности: поощрение, оказание доверия, предъявление разумных требований, выдвижение близких и дальних перспектив, обращение к игре, состязательность и конкуренция и пр.
Коммуникативные компетенции классного руководителя должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Самое главное - подходить к воспитаннику с "оптимистической гипотезой", верить в его потенциальные возможности, развивать их, поддерживать и защищать школьника. В коммуникативные функции включаются также умения корректировать межличностные отношения между детьми; выступать объективным арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей-предметников и учащихся класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими - параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
Таблица из приложения 3
- Какая ситуация осталась?
Вы работали с источниками информации. Вы извлекали информацию, сопоставляли её. Это говорит о Вашей информационной компетенции.
Информационная компетентностьпредусматривает умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифрового фотоаппарата и видеокамеры?
Проанализировав материалы, опубликованные в рубрике, можно сделать вывод о том, что классные руководители используют разнообразные формы применения ИКТ в воспитательной работе:
– работа в Word: статьи, тесты и т.д.;
– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников;
– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
– использование Internet и медиаресурсов.
Задание на информационную компетентность. Составить памятку.Приложени4.
Разбор педагогической ситуации «Испорченная вещь», где проявляются все компетенции классного руководителя.
Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.
Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников. Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом.
В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.
Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.
Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.
1. Обнаружение факта
Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации
Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:
ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!
«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:
– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном.
Володя смущен...
В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда, что ты портил перила?
– Я только попробовал, как режет ножик...
Вмешиваюсь в разговор:
– Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила...
У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:
– Это же нельзя!
Мать поясняет:
– Это его стол... Отец ему купил».
После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.
3. Определение характера содержания педагогической ситуации
Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:
Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.
Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»
Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне...»). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры.
Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.
Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.
Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.
Этот перечень можно продолжить. Разбираемая педагогическая ситуация «Это же нельзя!» может быть отнесена именно к группе «Испорченные вещи».
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе
Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий мальчика?
В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.
Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых
На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи (их может быть несколько). Учитель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. Так, в нашей ситуации «Это же нельзя!» возникают следующие задачи:
помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к «не своим» вещам;
найти способы воздействия на мальчика, с тем чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;
в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач
Необходимо вспомнить аналогичные ситуации, изучить психолого-педагогическую литературу, где роли педагогических ситуаций в практической деятельности, их анализу и разрешению, то есть решению педагогических задач, отводится немалое место.
7. Выбор способов решения педагогической задачи
Это самый трудный этап. Можно с уверенностью сказать, что им современный учитель владеет хуже всего. Хотя богатый опыт решения задач, относящихся к штатным ситуациям, существует, но он плохо изучен и описан.
Если мы вновь обратимся к ситуации «Это же нельзя!», то обнаружим, что родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения: во-первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам; во-вторых, подарив сыну перочинный нож, не сказали, для чего он предназначен и как им пользоваться. Учитель может посоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться перочинным ножом, и вместе с отцом отремонтировать испорченные перила.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения
В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.
III. Рефлексия.
Вспомните цель нашего занятия.Формирование представлений о ключевых компетенциях классного руководителя. Достигли мы цели?