Родительское собрание "Свободное время - для души и с пользой"
Submitted by Светлана Андреевна Лидовская on Wed, 03/11/2010 - 17:34
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - ДЛЯ ДУШИ И С ПОЛЬЗОЙ
Цели:
1) представить родителям круг увлечений и способов проведения свободного времени современными школьниками;
2)показать роль родителей в разумной организации свободного времени детей.
Подготовка к собранию:
1.Среди учащихся проводится исследование по методике«Незаконченные предложения» на тему«Свободное время».
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
Свободное время — это...
Мое любимое занятие...
В свободное время я больше всего люблю...
Если бы я имел достаточно денег, я бы...
Главная цель моей жизни — ...
2. Проводится исследование «Мое свободное время»
Мое свободное время- это…
В свободное время я люблю…
В свободное время я с родителями…
Я мечтаю, что с родителями я…
3. Анкета «Три моих желания»
Напиши, пожалуйста, три своих главных желания в жизни.
Ход собрания.
I.Вступительное слово классного руководителя.
Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание.Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше,считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные школьники настолько перегружены, что фактическине имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования, показал другое.
Думается, вам будет интересно поподробнее узнать обэтом исследовании.
В интервале от часа до четырех школьники, какправило, свободны. Посмотрим, на что же они тратят этосвободное время.
·___% ребят гуляют на улице с друзьями;
·___% слушают музыку или смотрят телевизор;
·___% читают и трудятся по дому;
·___% посещают кружки и секции.
Телевизор занимает довольно большое место в сфере досугашкольников. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы,кинофильмы. Около 40% школьников неравнодушны к телеиграм и видеоклипам, а также к рекламе. Реклама оказываетмощное влияние на формирование эстетических я нравственных ценностей, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый ребенокпризнался, что ему нравится смотреть все подряд рекламныеролики. Таким образом, рекламные клише формируют стиль вмоде, музыкальные вкусы, язык подрастающего поколения.
Анкетирование современных детей выявило ещеодин печальный факт. Год от года уменьшается число ребят,посещающих секции и кружки. В нашем классе есть ученики, которые уже по несколько лет посещают кружки, музыкальные школы, спортивные секции, т.е. проводят своесвободное время насыщенно и с пользой. У них уже естьреальные достижения.
О ХОББИ
С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, открытки, марки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние школьники? Исследования и наблюдения показывают,что они предпочитают собирать банки из-под пива, вырезки из газет и журналов, вкладыши от жевательных резинок, кассеты. И лишь немногие ребята, продолжая традиции своих родителей, собирают марки, значки.
ВОПРОС: Знаете ли вы, какое хобби у вашего ребенка?
Возвращаясь к разговору о ребятах нашего класса, хотелось бы отметить следующие аспекты ... (далее класснымруководителем дается краткий качественный анализ данных исследования по методике «Незаконченные предложения» и др.).
Чтение книг в свободное время.
Давно известно, что разная литература способна вызывать различные состояния сознания. И это даже если не брать какую-либо оккультную или религиозную литературу. Существует литература, как депрессивного характера, так и наоборот, способная вывести из депрессии. Социологи, например, отмечают такой факт: против угнетенного состояния нашлось лекарство – чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. Не случайно творческие библиотекари-практики рассматривают библиотерапию, как одну из форм работы с читателем, справедливо включая в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий, направленных на то, чтобы помочь людям увидеть прекрасное. Так, например, произведения Ф._М._Достоевского наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л._Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения.
Сейчас, трудно не заметить, что прилавки книжных магазинов и уличных лотков завалены всевозможной литературой абсолютно различного содержания, происходит массовый наплыв низкосортной “однодневной” литературы. Напрашиваются вопросы – почему и зачем? Почему люди читают и читают именно это? Почему вообще люди читают? Если не учитывать вынужденное (в учебных заведениях) и познавательное чтение, а взять на рассмотрение только чтение для удовольствия, то люди обычно читают такую литературу, которая отвечает их внутреннему состоянию. Интеллектуализация общества определятся тем, что это общество читает; известно, что до 1964 года, по ежегодным докладам ЮНЕСКО, СССР занимал 1-2 место по интеллектуальности молодежи и качеству знаний, сейчас – 49-52 места.
Деформация культуры порождает деформацию информационную, которая, в свою очередь, влечет за собой деформацию духовную на уровне отдельной личности. И наоборот, одна личность, имея возможность целенаправленного воздействия на отдельные группы людей, порождает определенные деформации при межчитательском общении, волнами расходящиеся в обществе. Не умаляя значение информационной свободы личности, стоит подумать о ее информационной защите.
В настоящее время, когда (если можно так выразиться) люди пресытились издательским беспределом, наступила пора, когда чаще обращаются в библиотеки, чем к книжным лоткам и киоскам. Поэтому библиотекарь, как никто другой, способен осуществлять библиотерапию общества, определенных читательских групп, отдельной личности именно как “лекарь души”, вооруженный знанием психологии чтения.
Вопрос: Знаете ли вы, какие книги читает ваш ребенок?
Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время — это несерьезная проблема, есть дела важнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примереродителей.
К сожалению, современные исследования показывают,в наше стремительное время родители все меньше временинаходят на общение с детьми, а тем белее на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят навоспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение и воспитание детей и занятия с ними в течение недели (включая субботние и воскресныедни), колеблется от 8—9 часов у матерей до 6 часов у отцов.Есть о чем задуматься.
Заканчивая наш разговор, хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатокасемейных отношений Бенджамина Спока:«Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будьто занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогают сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придеттолько тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сынаили дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики»при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надоточно чувствовать ту грань в общении, перейти которуюнетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважениеуже сложнее».