Используемые учебники и учебные пособия:
Открытый урок в 6 классе 27 января 2010 г.
Тема: роль прилагательных в речи, правописание Н и НН в прилагательных.
Цель: повторить речевые функции им. прилаг-х: «рисующую» и «выделительную» роль в создании текста;
Создать условия для осознания детьми выразительных возможностей им. прилагательных;
повторить и закрепить правописание Н и НН в прилагательных.
Оборудование: интерактивная доска, рисунки, краски
Ход урока.
1. Объявить тему и цель урока.
Словарная работа.
На доске : ЗЕЛЁНЫЙ РУМЯНЫЙ ЮНЫЙ БАГРЯНЫЙ ПРЯНЫЙ
Задание: записать прилагательные, устно составить с ними словосочетания прил.+ сущ. главное слово.
Как называется подчинительный способ связи в данных словосочетаниях?
Дать определение имени прилагательного.
Попытаемся представить нашу речь без прилагательных.
Е.В. показывает черно-белые рисунки детей.
На доске сопки, деревья, цветы, трава, солнце.
Е В. Почему вам не нравится пейзаж на этих рисунках?
( бесцветный, блёклый, невесёлый)
( перевернуть рисунки)
Какой пейзаж изображён на этих рисунках?
( цветной, радостный, весёлый)
Е.В. ( раздать раскраски)
Вы сейчас оживите рисунки и увидите, что они станут более яркими, выразительными.
( дети работают с раскрасками)
Е.В. Картины рисует художник. Он воссоздаёт на холсте жизнь людей, пейзажи с помощью линий и красок. Вы сейчас в этом убедились.
С.Н.Г. Оружие художника – кисть, холст и краски. Оружие писателя – слово. Картины жизни он изображает, выбирая из тысяч слов самые яркие, точные и выразительные слова.
2 страница.
С.Н.Г. Как называются эти яркие и точные слова, которые помогают писателю живописать? ( эпитеты)
С.Н.Г. Дать определение эпитета.
С.Н.Г. Какая часть речи чаще всего выступает в роли эпитета?
С.Н.Г. Признак предмета можно выразить, только употребив прилагательные.( Раздать текст с пропущенными эпитетами.
Задание : прочитать текст, подобрать подходящие эпитеты.)
Наш посёлок спрятался между________________сопок.____________________мир начина…..ся за селом.__________________тайга окружа……село.Зима. За ночь снег надел ________________шапки на _____________________берёзки, на________________ели, засыпал ___________________тропы. Кажется, всё спит в ______________________тайге. Но это не так. На_________________снегу много ____________________сл….дов. Вот следы соболя, сохатого, тигра , глухаря.
Прочитать тексты. Обсудить выбранные учащимися эпитеты. Назвать самые яркие и выразительные.
ВЫВОД: Эпитеты помогают живописать. Эпитеты придают тексту яркость выразительность, образность.
С,Н.Г. На этом уроке мы должны повторить правописание Н и НН в прилагательных. Назовите разряды прилагательных по значению.
Более подробно остановитесь на притяжательных прилагательных.
Предлагаю внимательно прослушать рассказ В.В. о животных, которые водятся в Дальневосточной тайге и записать названия птиц и зверей.
( у доски ученик записывает названия птиц и зверей)
В.В.
С.Н.Г. От данных существите6льных образовать притяжательные прилагательные, записать, выделяя суффиксы. ( у доски)
С.Н.Г. Сделаем вывод, как пишется суффикс –ИН-.
Рассказать о правописании суффиксов –ЕНН- и –ОНН-
«НЕМОЙ ДИКТАНТ»
Румяный, клюквенный, серебряный, сонный, безветренный, тигриный, ледяной, зеленый, лимонный, авиационный, искусственный, звериный, глиняный, оловянный, хозяйственный.
Вывод:
Задание: определить, в какой строчке во всех прилагательных пишется Н,НН.
1. песча…ый ю…ый мыши…ый орли…ый
2.карто…ый торжестве..ый румя…ый оси…ый
3.ветре…ый оловя….ый глиня…ый сохати…ый
4. соломе…ый тыкве…ый деревя…ый безветре…ый.
Ответ: Н__________строчка,НН____________строчка.
С.Н.Г Распределительный диктант. На доске 1 вариант записывает прилагательные с Н, 2 вариант – НН. Конкурс усложняю. Буду диктовать не прилагательные, а существительные, вы же должны образовать прилагательное и записать.
1 вариант: кожа, серебро, курица, зелень, оса, мышь , ветер, лебедь, тигр,лось.
2 вариант: авиация, сон, туман, карман, искусство, осень, стекло, олово, племя, утро, жесть, революция.
Подведение итогов.
Вывод: рассказать о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.
Объяснительный диктант:
Как-то в раннем возрасте я пошел на рыбалку. Я сидел на песчаном берегу с длинной удочкой. Поплавок отец смастерил мне из гусиного пера. Я вытягивал карасей и серебряных плотиц. На костре сварили уху. Хлебали её деревянными ложками.
Какие прилагательные соответствуют данным схемам:
Обеденный бессмысленны, старинный, настольный приморский
4 страница Домашнее задание:
В приведенном ниже тексте допущено 5 орфографических ошибок на правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Найдите ошибки и устраните их.
Найдите в тексте эпитеты, подчеркните как члены предложения.
Лес.
Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные дружественные лучи. Воздух свеж. Землю покрывает разноцветный ковер из ярко-жёлтых, оранжевых и багрянных листьев. Красивы деревья в золотом лиственном наряде.
Тихо в лесу. Не услышишь осень. Соловьинных песен.. Птицы улетели в далёкие страны. Только воробьиное чириканье изредка нарушает царственный покой.
Прекрасен лес и в зимний морозный день! Серебрянный иней украсил ветки деревьев. Необыкновенный убор блестит и искрится на солнце. Пушистый снежок покрыл все тропинки. Торжественая тишина стоит в лесу в безветренный день.