Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала. (тест)
3. Изучение нового материла
1)Беседа:
- Почему в ходе Великого посольства выяснилось, что в Европе уже складывалась коалиция против Швеции?
- Вспомните, с какой целью в 1558-1583 гг. Россия вела Ливонскую войну?
2) Работа с документом. Учащиеся знакомятся с документом и отвечают на вопросы:
- Как вы считаете, Северная война была справедливой или захватнической?
- Как автор объясняет необходимость войны со Швецией?
Запись в тетрадь причин войны и участников Северного союза (стр 105.)
3) Рассказ учителя о Нарвском сражении.
4) Работа с учебником. Самостоятельное чтение и ответы на вопросы:
- Какие меры предпринял Петр I, чтобы укрепить армию?
- Какое значение для армии имело строительство мануфактур?
- Почему Петр придавал особое значение строительству флота?
- Где и как готовили будущих офицеров армии?
5) Рассказ о Полтавской битве с использование анимированной карты.
В чем проявился полководческий талант петра в этом сражении?
6) Учащиеся знакомятся с Прутским походом, на основе текста учебника и определяют причины неудач русской армии.
Беседа:
- как выдумаете, почему русская армия, одержав победу под Полтавой, потерпела поражение от турецких войск?
- Покажите на карте территории, которые Россия потеряла в результате подписанного перемирия.
7) Рассказ учителя о морских сражениях.
4. Закрепление нового материала.
- Покажите на карте территории, которые были присоединены к России по Ништадскому миру 1721 года.
- Какое значение для экономического, политического и культурного развития России имела победа в Северной войне?
- Какое сражение сыграло решающую роль в войне?
- Расположите в хронологической последовательности события Северной войны:
а)Нарвское сражение
б)Ништадский мир
в)Прутский поход
г) Полтавская битва
д)Сражение у Гангута
е)сражение у Гренгама
5. Итог урока.
|