Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Профессионально обусловленные требования к личности современного учителя иностранного языка.

Submitted by Галина Ивановна Грищенко on вс, 31/10/2010 - 17:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Грищенко Галина ивановна
Место работы, должность: 
учитель английского языка
Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Английский язык
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Статья о требованиях, предъявляемых к современному учителю иностранного языка

 

Профессионально обусловленные требования к личности современного учителя иностранного языка.
 
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма (6).
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме учителя иностранного языка (5).
В профессиограмме учителя определенное место занимают свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
К.Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» (7).
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Можно также говорить о профессионально- педагогических качествах личности педагога, наличие которых обеспечивает оптимальные возможности для повышения качества учебного процесса. Среди таких качеств чаще всего называются педагогическая эрудиция, педагогическое мышление, наблюдательность, находчивость, рефлексия, педагогическое предвидение.
 Профессиональная направленность личности обусловливает развитие на базе психических процессов соответствующих способностей. Способности - это индивидуальные особенности учителя, от которых зависят характер формируемых знаний, навыков, умений и успешность выполнения той или иной деятельности. В.В.Молчановский выделяет следующие способности учителя иностранного языка:
1.      Аттенционные способности (процессы внимания):
- способность к концентрации внимания в зависимости от характера выполняемых действий;
- способность к оптимальному рапределению внимания.
2.      Перцептивные способности (процессы восприятия):
- эмпатия, как способность сопереживать, сочувствовать учащемуся;
- наблюдательность.
3.      Мнемические способности (процессы памяти):
- владение техниками запоминания и извлечения из памяти необходимых блоков информации.
4.      Имажинативные способности (процессы воображения и представления):
- способность к методическому и педагогическому предвидению (педагогическое воображение).
5.      Интеллектуальные способности (или профессиональный ум):
- лингвистическое мышление;
- методическое мышление;
- педагогическое мышление;
- педагогическая интуиция.
6. Экспрессивные способности:
- проявляются в использовании выразительных возможностей речи, мимики, пантомимики, способствующих привлечению внимания учащихся.
7. Суггестивные способности заключаются в готовности оказывать непосредственное волевое воздействие на учащихся (3).
Описание «современного преподавателя» окажется неполным без тщательного анализа его личностных характеристик в русле гуманистической педагогики, которая в настоящее время получила большое признание. Истоки гуманистической педагогики берут свое начало в педагогических теориях Дж. Дьюи, А. Маслоу и др. Общим для их взглядов является признание уникальности, неповторимости личности, создание условий для е самовыражения. Наиболее точно и образно цель гуманистического воспитания изложена А. Маслоу, который видит ее в том, чтобы «помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» определенную форму, продуманную кем-то заранее, априори» (9)
Р. Бернсом глубоко исследована проблема профессиональной деятельности педагога, формирования его личности, динамики требований общества. Р. Бернс исходит из убеждения о том, что человек, которому общество доверило воспитание молодого поколения, должен обладать высокой педагогической культурой, быть профессионалом, гуманистом. (8)
Суммируя персонологические черты такого педагога можно выделить, в первую очередь, следующие: 1) стремление к максимальной гибкости; 2) способность к эмпатии, т.е. понимание чувств других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды; 3) умение придать личностную окраску преподаванию; 4) установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия учащихся; 5) владение стилем неформального, теплого общения с учащимися, предпочтение устных контактов на уроке письменным; 6) эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Л.М.Митина среди профессионально значимых качеств и собственно личностных характеристик педагога, в своей совокупности составляющих психологический портрет идеального учителя, называет также вежливость, взыскательность, выдержку и самообладание, добросовестность, доброжелательность, инициативность, ответственность, эрудированность, принципиальность, самокритичность, скромность, чувство нового, чувство собственного достоинства и ряд других (2).
Все эти качества, так или иначе обусловлены позитивной «Я-концепцией» педагога, которая играет огромную роль в профессиональной деятельности учителя. Она вообще, как считает В.Я. Пилиповский, «может служить своеобразной лакмусовой бумажкой при оценке профессиональной пригодности учителя»(4).
«Я-концепция» педагога определяет стиль его преподавания. В этом отношении Р. Бернс отмечает, что преподаватель с негативной «Я- концепцией» склонен к традиционным способам преподавания, его взаимодействие с учащимися носит безразличный характер, индивидуальные особенности не замечаются и не признаются. Учитель с позитивной «Я- концепцией» проявляет готовность общаться с учениками и принимает их такими, какие они есть, для себя при этом не видит никакой субъективной угрозы (8). Исследования Р. Бернса и других ученых позволяют создать более детальный профессиографический портрет «современного учителя».
Как отмечает Н.Д. Гальскова, личностный аспект выражается в согласованной деятельности учителя и учащихся, каждый из которых вносит в этот процесс свой вклад: ученик, приобретает новые знания, навыки, умения и личностные качества, учитель помогает ему в этом, выбирая соответствующие индивидуальным особенностям учащихся эффективные методы и приемы обучения и оказывая им помощь в освоении учебного содержания.
Совершенно очевидно, что определенные внутренне присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым учителям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем педагогической работы остается стремление и желание быть хорошим учителем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.
Литература:
  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2003.
  2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
  3. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. – М.: 1998.- 320с.
  4. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. – Педагогика №5, 1997.
  5. Профессиограмма учителя иностранного языка: Рекомендации / С.Ф. Шатилов и др. М., 1985.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
  7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения.: В 6т. Т.3. – М., 1998.
  8. Бернс Р. Развитие я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986, 1986.-421с.
  9. Maslow A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology. - Harward Educational Review – 1968, vol.38
 

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн