1.Основное время урока отводиться объяснению нового материала.
2.Проверка знаний и повторение проводятся ограниченно по времени.
3.Новый материал расчленяется на мелкие порции (осмысление, усвоение, повторение) – поэлементное усвоение новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит урок-путешествие. Мы отправимся в гости к жителям тундры, познакомимся с их хозяйственной деятельностью.
II. Актуализация знаний учащихся
· Люди, каких национальностей проживают на Крайнем севере?
· Какое значение для жителей тундры имеет олень?
I I I. Изучение нового материала.
Действительно, население тундры разнообразно.
· Рассмотрите карту расселения коренных народов тундры.
· Назовите коренные народы Севера.
1.Давайте пересядем на зимние сани, запряжем северных оленей и отправимся в гости к народам Севера. (Просмотр презентации «Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия»).
· Выпишите себе в тетрадь названия коренных народов Севера.
· Проверьте себя по следующим слайдам.(из презентации)
Ответьте на вопросы, используя текст учебника.
1. Какие основные занятия северян вы знаете? (стр.58)
2. Как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия, хозяйство, быт народов тундры? (стр.58)
3. Как изменилась жизнь народов севера после того, как был проложен Северный морской путь? (стр. 60)
2.Познакомьтесь с административными национальными округами:
Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский
И республикой
Саха (Якутия)
(Учебник стр.59, административная карта России)
Рассмотреть, найти указанные названия, выписать в тетрадь
3. А сейчас вы самостоятельно составите рассказ по предложенному плану с использованием учебника (стр.58-59):
Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия.
План.(продолжите предложения)
1. Суровые климатические условия…
2. Издавна в тундре проживали…
3. Одеваются коренные жители…
4. Передвигаются по тундре …
5. Основные исторические занятия северян…
6. После того как был проложен Северный морской путь, жизнь северян изменилась …
7. Административными национальными округами….
В парах расскажите друг другу свой рассказ, используя текст учебника, уточните его (стр.58-59).
1. Какое отношение между людьми разных национальностей должно быть, чтобы мы жили со всеми в мире и согласии?
2. Если рядом с вами учится ученик другой национальности вы как-то, особенно к нему будите относиться или также как ко всем? Почему?
III. Всесторонняя проверка знаний
Выполните тест.
Задание: Обведите правильные ответы
Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия
Коренные народы Севера
ненцы
эвенки
чукчи
коряки
эскимосы
Якуты
русские
белорусы
кеты
долганы
нганасаны
селькупы
В тундре образованы республика и национальные округа
Якутия
Ненецкий
Ямало-ненецкий
Таймырский
Чукотский
Хакасия
Основные исторические занятия северян
оленеводство
рыболовство
земледелие
охота
После открытия Северного морского пути стали активно разрабатываться месторождения полезных ископаемых
нефть
Природный газ
апатиты
уголь
IV. Итог урока.
Мы завершаем путешествие по суровой, снежной тундре.
Скажите.
– Чему научился каждый из вас на уроке по теме “ Хозяйство.
Расселение коренных народов тундры и его основные занятия»